Близкие люди

В Петербурге взглянули на Горького через семейный портрет

 

В Театре на Литейном – очередная премьера. На Малой сцене со всевозможной достоверностью выстроен павильон. Это дом Коломийцевых из горьковских «Последних». Режиссер Александр Кузин переименовал их в «Семейный портрет». Художник Кирилл Пискунов позаботился, чтобы в групповом портрете ни одна деталь не пропала – и столы с полной обеденной экипировкой, и окна с заснеженным рисунком на стеклах, и изразцовая печь, и диван, обитый кожей, и шкафы, двери, буфет…
Дом Коломийцевых – персонаж значительный. Даже обои, потемневшие от времени и скопившейся на них грязи, реквизит говорящий. Подобная правдивость на сцене теперь редкость, и за ней видится замысел режиссера – последних Коломийцевых, людей из русского дореволюционного прошлого, сделать близкими новой и по-новому разгоряченной политическими проблемами стране. Поэтому выбрана Малая сцена, с ее минимальным расстоянием от зала. Поэтому и жанром стал семейный портрет, на котором преобладают крупные планы.

В этом портрете сгруппированы мастера и молодые актеры. Мастера – Татьяна Ткач (Софья), Александр Рязанцев (Иван), Сергей Заморев (Яков), Елена Ложкина (Няня Федосья), вероятно, помнят другие постановки Горького на этой сцене – например, «Чудаков» в режиссуре Ефима Падве. Молодежь – Ася Ширшина (Любовь), Игорь Сергеев (Петр), Анна Арефьева (Вера) впервые встречаются с драматургией реализма и публицистики. Что ж, это тренировка, особенно после ярких, современных по языку спектаклей Театра на Литейном – «Марьино поле», «Ромео и Джульетта»… Но разные поколения актеров мирно уживаются в стилистике проблемного и психологического театра. В спектакле речь идет о развале семьи и о том, что стало тому причиной. Персонажи, точно по Горькому, делятся на плохих и хороших, на прогрессивных и реакционных, на честных и лживых, на справедливых и несправедливых. При этом актеры стараются в схему внести побольше жизненности и тепла. Так, Иван Коломийцев в исполнении Рязанцева – не просто прислужник власти, карьерист и палач, но еще и франтоватый служака, молодящийся отец многочисленного семейства. Татьяна Ткач, актриса обаятельная в ролях любых жанров, на этот раз, играя Софью, сдержанна (пожалуй, чересчур) и делает ударение на ошибках, на прошлом, которое теперь возвращается к Софье пороками детей или их бедами. Сегодняшние страдания и чувство вины перевешивают любые другие переживания Софьи.

Из молодых хороша Ася Ширшина (Люба). Угрюмая и проницательная девушка, оказавшаяся в чужой семье Ивана Коломийцева. Она оказывается суровым судьей, и ее суду подлежат все без исключения.

Автор этих строк не случайно употребила слово «схема» по отношению к горьковским персонажам. Оно справедливо в том случае, если режиссер и актеры относятся к Горькому как к писателю соцреализма, для которого самое важное – классовая борьба. Однако никакие «схемы» совершенно неприемлемы, если в Горьком разглядеть психолога и сатирика. Именно так и пытался сделать Ефим Падве, повторяя школу своего гениального учителя Георгия Товстоногова. Так вот, «Последние», они же «Семейный портрет» в режиссуре Александра Кузина – компромисс между прямолинейным и скучным Горьким из советских учебников и пока что малоизвестным Горьким, сценически богатым и сложным.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также