«Убрать труп»

Помреж РАМТа всегда готов к непредвиденным ситуациям на сцене

 
Фото Екатерина Варюхичева

– На спектакле «Берег утопии» был случай. Декорация представляет собой сложный многоступенчатый станок, который начинается в зрительном зале и продолжается на сцене. И вдруг у станка треснула сварка – ступеньки провалились. Мне пришлось срочно вызвать аварийные службы: сварщиков, слесарей, постановочную часть. В любой момент декорация могла рухнуть, но все же продержалась до антракта, после чего мы в экстренном порядке принялись ее чинить, – рассказывает помощник режиссера РАМТа Игорь Питерский.
За тридцать лет работы в РАМТе он привык относиться к критическим ситуациям с невозмутимым спокойствием. Иначе давно бы расстался со своей профессией, ведь театр настолько сложный организм, что непредвиденные ситуации предсказать очень трудно. А когда на тебе лежит ответственность за ход спектакля – нервы нужны и в самом деле стальные.

– Игорь Владимирович незаменимый человек, – говорит «Театралу» светооператор РАМТа Анна. – Всегда у него все четко и по делу. Случаются в театре стрессовые ситуации, так вот погасить и нивелировать их под силу только помрежу. Например, перед премьерой «Алых парусов», когда все были на взводе, наш художественный руководитель Алексей Бородин закричал по громкой связи: мол, что за расхлябанность! И вдруг в ответ спокойный, уверенный голос Игоря Владимировича: «У нас все в порядке». И моментально все настроились – благополучно сыграли премьеру. Помреж спокоен, значит, все хорошо.

«Подвинуть букашку»

Место для волнений в работе помрежа есть всегда, поскольку он контролирует все службы и цеха театра: от бутафоров до костюмеров, гримеров, реквизиторов, монтировщиков, мебельщиков, осветителей и звуковиков. И когда Игорь Питерский рассказывает о своем деле – понимаешь, что все «действия» отработаны годами, и потому ошибки в его труде крайне редки:

– Я прихожу на спектакль за час до начала. Первое, что делаю – смотрю по репертуарной доске, кто сегодня занят в спектакле. Затем иду на сцену и проверяю готовность декораций – все ли на местах, все ли закреплено, натянуты ли кулисы и задник, разложен ли реквизит, верно ли расставлена мебель. Если что-то не так, то даю указания, чтобы подправили, прибили, натянули. После этого за полчаса до спектакля даю первый звонок в закулисную часть. И тут же проверяю явку артистов. Если кого-то вдруг нет, то я не имею права пускать зрителей в зал.

Помреж управляет спектаклем, сидя за пультом в одной из кулис. Каждое техническое действие зависит именно от него: не дай Бог замешкаться и чуть позже пустить поворотный круг – любая мелочь отразится на игре артистов. Недавно после спектакля «Думайте о нас» во время поклонов сломался занавес. В итоге артисты кланялись и в третий, и в четвертый, и в пятый раз – не могли оставить сцену пустой.

Игорь Питерский ведет в РАМТе половину репертуара, и все масштабные спектакли проходят именно под его руководством. Поэтому без специальной партитуры (тетрадка с необходимыми пометками) здесь не обойтись. Эту тетрадку помреж назвал «Записками сумасшедшего»:

– Где можно еще увидеть такие пометки, как: «убрать труп» или «подвинуть букашку»? Кроме того, в партитуре мы пишем быстро, поэтому фамилии актеров приходится сокращать: например, позвать Гри (вместо Гришина) или Ков (Ковалева). Также зарисовываем местоположение декораций, хотя мы и не художники. Поэтому каждая партитура – индивидуальна и без меня в ней не разберется никто.

«Руки тряслись, и голос дрожал»

– Я пришел в театроведческую секцию при театре, еще будучи школьником и быстро прикипел к этому месту. За время учебы пересмотрел по нескольку раз репертуар. А потом получилось так, что в какой-то период в театре не было студентов, и я стал участвовать в массовках как статист. По вечерам выходил то солдатом, то военнопленным, а днем продолжал учиться в школе. Поэтому у меня и не было вопросов, куда идти работать. Кстати, помощников режиссера не готовят ни в одном вузе: это такая штучная профессия, которой можно научиться только в театре. Процесс же обучения довольно длительный, я до сих пор не могу назвать себя полным профессионалом. На каждом очередном спектакле сталкиваешься с новыми трудностями. Например, в свое время у нас появился спектакль «Лоренцаччо», действие которого режиссер перенес в зрительный зал. Спектакль «Алые паруса» идет на вращающемся круге, что создает дополнительные проблемы. Кроме того, в спектакле довольно хлопотная система растяжки самих алых парусов: во время репетиций часто не получалось их развернуть – обязательно что-то застревало. К сожалению, эта накладка порой происходит и во время спектакля. Как раз на недавних «Алых парусах» этот финал сорвался. Поэтому до сих пор перед каждой новой постановкой волнуешься, хотя все в театре считают, будто я патологически спокойный человек. По молодости и вовсе, как вспомнишь, то и руки тряслись, и голос дрожал, когда объявлял по трансляции на весь театр.

А сейчас в РАМТе без голоса Игоря Владимировича не представляют начало рабочего дня. Об интеллигентной и всегда доброжелательной интонации рассказывают коллеги помрежа:

– Слушать его по трансляции одно удовольствие, а после каждого спектакля он обязательно всех благодарит. Поэтому когда мы предоставляем площадку другим коллективам, то отключаем трансляцию, потому что после Игоря Владимировича невозможно слушать никакие бытовые интонации.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также