Интонация современников

 

«Современник» отмечает свое 50-летие. Точнее, наше 50-летие, поскольку, как сказал лидер театральной общественности Александр Калягин, «все мы имеем к этому отношение». Да, «Современник» – это наша «Шинель». Это поворот в истории советского, а в итоге – и всего российского театра. Именно тогда, в конце 50-х, люди на сцене заговорили человеческим голосом, который тут же окрестили «шептальным реализмом». Именно тогда школярский термин «подтекст» из учебника Станиславского превратился в новую идеологию, предвосхитив эпоху гласности и перестройки. Именно тогда рождался наш русский «неореализм», который вывел на сцену обыкновенного человека с необыкновенными мечтами. Интонация – вот что оказалось самым опасным для власти. И это внутреннее, почти бессознательное диссидентство угадывалось в каждой строчке и в каждой паузе. В зал приходили даже не за правдой – а за утерянным чувством собственного достоинства. «Современник» открыл занавес для Виктора Розова, Александра Володина, Евгения Шварца, Василия Аксенова, Михаила Рощина. «Современник» превратил проверенных Горького, Гончарова, Чехова и Салтыкова-Щедрина в писателей подозрительных. «Современник» освободил человеческие чувства от идеологии и вдохнул жизнь в актерские души – так появились Евстигнеев и Кваша, Толмачева и Ахеджакова, Неелова и Райкин, Табаков и Покровская, Гафт и Козаков. Без «Современника» не было бы ни Фокина, ни Райхельгауза, ни Коляды, ни Галина. А Олег Ефремов и Галина Волчек в умах потомков обречены на вечную родственную связь, как Маркс и Энгельс, как Станиславский и Немирович.

«Современник» не портит излишняя эмоциональность. В нем силен дух всепрощения. «Современником» многие пользовались как бомбоубежищем и исчезали оттуда в ясную погоду. Конечно, он не безгрешен. Кого-то не увидел, кого-то пропустил – но и сам наполучал немало. Принимая условия игры, соблюдай их и не блефуй со своими – этот закон соблюдается свято.

Главная победа Галины Волчек, подхватившей когда-то павшее знамя из рук Ефремова, – это победа над временем. Мост, перекинутый через сцену в чеховских «Трех сестрах», соединил века и тысячелетия, в который раз убеждая нас в том, что человечество не стало лучше, но и не потеряло веры в то, что когда-нибудь оно все-таки станет лучше.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также