За что нам «маски» раздают?

Режиссеры театра о театральных фестивалях

 

Фестивали – особая и очень значительная сторона жизни театра. Участие спектакля в крупном международном фестивале не просто возможность заявить о себе на весь мир. Прежде всего это настоящее профессиональное признание спектакля. Кроме того, это отличная возможность завязать новые связи, получить интересные предложения, ну и просто отлично провести время. Что думают про фестивали действующие лица современного российского театра? Мы попросили их ответить на три вопроса:
1. Представьте, что вы член жюри театрального международного фестиваля: по каким критериям вы оцениваете спектакли?

2. На фестивалях, как правило, устраивают «круглые столы», семинары и т.п. Какие темы для обсуждения кажутся вам наиболее важными сегодня?

3. Чего вам не хватает в российском фестивальном движении?



[%5408%]Марк ЗАХАРОВ, главный режиссер театра «Ленком»

1. Я оцениваю так: если спектакль рассчитан не на 40 и не на 60 человек, и он держит внимание 700 или 800 зрителей, и с антрактом, – я считаю, что это высокохудожественное произведение.

2. В чем различие между антрепризой, рассчитанной на 100–150 человек и серьезным репертуарным театром.

3. Я считаю, что сейчас всего хватает. Сейчас наступило изобилие. Оно мне усложняет жизнь. Но это прекрасно.



[%5407%]Темур ЧХЕИДЗЕ, главный режиссер БДТ им. Г. Товстоногова (С.-Петербург)

1. Естественно, качество. Я бы все-таки оценивал по свежести формы и по глубине мысли. Голая форма меня не увлекает. Без эмоций, по-моему, театр не существует. Для меня главное в результате получить эмоциональное воздействие на зрителя.

2. Темы могут быть совершенно полярные и разные, с большой амплитудой. Я не люблю, когда обсуждают темы общие – театр и современность, театр и жизнь. Что это значит? Я бы все-таки поговорил о технологических вещах, что такое режиссер и артист. Что такое свобода артиста и что такое свобода режиссера. Они всегда конфликтуют между собой. Что надо сделать, чтобы режиссерская воля главенствовала, а вместе с тем артист не терял собственную индивидуальность и творческую свободу. Чтобы он не был только марионеткой в руках режиссера. Театр-дом, театр-семья. Нужна ли такая семья сегодня. Обсуждал бы, что такое театральная антреприза. Что это, мы все прекрасно знаем, но есть ли развитие у такого понятия, как «театр-дом», относительно больших репертуарных театров. Не может такого быть, чтобы у них не было развития. Что надо придумать, для того чтобы продлить им жизнь и чтобы они получили какое-то новое дыхание.

3. В любом фестивальном движении не хватает того, чтобы труппа могла не только отыграть, но и посмотреть на коллег. Театр приезжает, играет свое и, совершенно не имея возможности смотреть другие спектакли, уезжает. Это связано в том числе и с финансовыми трудностями. Кто будет держать театр на месте две недели, пока идет фестиваль? Так что получается, что эти фестивали обогащают зрителя и членов жюри с театроведами, но очень мало артистов и режиссеров, которые могут посмотреть работы коллег. Потому что лимит. Это беда не только российских театральных фестивалей, кстати, а вообще всех.



[%5406%]Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель театра «Геликон-опера»

1. Для меня всегда критерий оценки – талант. И больше никакого критерия нет. Какие-то профессиональные вещи видны мне сразу, но степень температуры воздействия… Если я знаю метод и конструкцию, но меня от этих знаний отвлекают и я начинаю сопереживать и сочувствовать, – это и есть талант.

2. Мне кажется, что семинары – это дело театроведов. А режиссура – это интимная, индивидуальная, эгоистическая специальность. Я лично никогда не нуждался в массовом обсуждении чего-либо. Мне намного полезнее побыть одному в темном месте и подумать.

3. Чем больше фестивалей, тем лучше, потому что это повод людям приобщаться все больше и больше к искусству и возможность увидеть что-то большее. Хотелось бы, конечно, увидеть на фестивалях больше искусства класса «А» или совсем нового, совершенно не официозного. Вот у нас не хватает таких фестивалей, когда в Москву привозили бы выдающиеся спектакли современности, которые идут сейчас по всему миру. Чтобы привозили к нам больше мировых вещей, но не вторсырье. Потому что у нас иногда привозят спектакли, которые поставлены много лет назад и уже не являются показателем. Хотелось бы, чтобы время между Россией и Европой было сокращено, чтобы мы могли видеть то, что сегодня является самым ценным. А я это вижу. Приезжаю сам и смотрю, сам участвую в фестивалях за рубежом и вижу, как там это движение выстроено. Фестивали приглашают самое передовое, что существует в этом сезоне. И нам есть, к чему стремиться.



[%5405%]Владислав ПАЗИ, главный режиссер Театра имени Ленсовета

1. Критерий простой – это должен быть талантливый спектакль. Насколько он заразительный, насколько яркий, умный и захватывающий, насколько хорошо играют артисты и насколько этот спектакль гармоничен.

2. У нас есть сейчас дежурная тема – это обсуждать, есть будущее или нет у репертуарного театра. Но мне кажется, что эта тема уже скучна. Я бы обсудил проблемы актерского мастерства. Мне кажется, что в связи с большим количеством коммерческих начинаний есть некая эрозия основ русской театральной школы.

3. Мне кажется, что сейчас в российском фестивальном движении совершенно забыты национальные театры. То есть, может быть, где-то и есть такие фестивали, но я о них не знаю. А мне кажется, что сейчас особенно это важно. И было бы правильно, чтобы национальные театры, которых в России много, нормально развивались и не выпадали из театрального процесса. Мне кажется, что такой фестиваль был бы правильным и уместным.



[%5404%]Иван ПОПОВСКИ, режиссер

1. Я бы попытался отключить разум и смотреть как обыкновенный зритель. Открыто. Быть не обремененным тем, что мне надо что-то умное сказать, и думать параллельно со спектаклем. Я бы смотрел просто – как зритель. Так, кстати говоря, я обычно и стараюсь смотреть.

2. Скорее всего, педагогика, психология. А еще – репортерско-журналистское, такое поверхностное отношение критики к театру. Не вдумчивое. Часто безответственное. Вот, если вам нужно сегодня быть на премьере, а завтра выпустить статью…Я бы предложил обсудить вот эту газетную псевдокритику.

3. В принципе та фестивальная палитра, которая сейчас есть, меня вполне устраивает. И чеховский фестиваль и NET… Другое дело, что, к сожалению, не все в последнее время удается смотреть, и поэтому я о многом мечтаю. А пока ты мечтаешь, кажется, что все это должно быть хорошо. Те вещи, на которые ты очень бы хотел попасть, но просто не получается по каким-то причинам. Но палитра меня вполне устраивает.



[%5403%]Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»

1. Мне кажется, есть две крайности, и в этих крайностях есть середина. Одна крайность – это зрители, для которых спектакли делаются. Они голосуют и деньгами, и ногами. Если они ходят, смотрят, нельзя делать вид, что такого спектакля нет и такого театра нет. Второе – это квалифицированные критики. Их у нас не так много, но они есть. И вот, наверное, где-то между этими полюсами – то есть теми, кто должен ходить и смотреть для удовольствия, и теми, кто должен ходить и смотреть для работы, – наверное, истина и находится.

2. Я очень редко участвую в «круглых столах». СТД развалился, когда стал фирмой… Когда-то, когда был настоящий СТД и мы были очень молоды, довольно часто устраивались профессиональные, технологические семинары. Это были большие мастер-классы Товстоногова, Эфроса, Гончарова, собирались молодые режиссеры и обсуждали некие технологические проблемы работы. Мне очень жаль, что уже много лет ничего подобного нет. Что секция режиссуры или союза режиссеров – я даже не знаю, как это точно называется –существует номинально. И если бы, конечно, такая возможность была, хотелось бы говорить о профессии прежде всего. О том, с чем сталкиваешься каждый день, приходя к артистам, приходя к театральному художнику и, в конце концов, выходя к зрителю.

3. Мне всего хватает, потому что я в этом движении не участвую, и оно меня почти не занимает. Меня недавно спросили – кому бы вы отдали «Золотую маску»? И я сказал, что собрал бы все «маски» и отдал их Боякову. И я пока еще придерживаюсь такого мнения. Я не участвую в этом, потому что у меня нет ощущения, что ко мне приходят профессионалы и профессионально, объективно меня судят. Хотя я прекрасно понимаю, что в нашем деле объективности почти не может быть. Тем не менее я думаю, что если вы обратитесь к любому из мастеров московской и российской режиссуры, и вам в том или ином порядке назовут 10 лучших критиков, то это будут одни и те же фамилии. Вам назовут 10 лучших режиссеров – и это будут одни и те же фамилии. Но кто-то скажет, что Серебренников – на 9-м месте, потому, что он «новодел», а Васильев первый, а кто-то скажет, что Васильев восьмой, а Серебренников – восемь с половиной. Тем не менее фамилии понятны. И если бы судили коллеги и судили в какой-то там дискуссии… Ну как-то же в Академии наук справляются с этим? Да, у нас нет таких формул и объективных оценок, но тем не менее я бы доверял коллегам и профессиональным людям.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также