За что нам «маски» раздают?

Режиссеры театра о театральных фестивалях

 

Фестивали – особая и очень значительная сторона жизни театра. Участие спектакля в крупном международном фестивале не просто возможность заявить о себе на весь мир. Прежде всего это настоящее профессиональное признание спектакля. Кроме того, это отличная возможность завязать новые связи, получить интересные предложения, ну и просто отлично провести время. Что думают про фестивали действующие лица современного российского театра? Мы попросили их ответить на три вопроса:
1. Представьте, что вы член жюри театрального международного фестиваля: по каким критериям вы оцениваете спектакли?

2. На фестивалях, как правило, устраивают «круглые столы», семинары и т.п. Какие темы для обсуждения кажутся вам наиболее важными сегодня?

3. Чего вам не хватает в российском фестивальном движении?



[%5408%]Марк ЗАХАРОВ, главный режиссер театра «Ленком»

1. Я оцениваю так: если спектакль рассчитан не на 40 и не на 60 человек, и он держит внимание 700 или 800 зрителей, и с антрактом, – я считаю, что это высокохудожественное произведение.

2. В чем различие между антрепризой, рассчитанной на 100–150 человек и серьезным репертуарным театром.

3. Я считаю, что сейчас всего хватает. Сейчас наступило изобилие. Оно мне усложняет жизнь. Но это прекрасно.



[%5407%]Темур ЧХЕИДЗЕ, главный режиссер БДТ им. Г. Товстоногова (С.-Петербург)

1. Естественно, качество. Я бы все-таки оценивал по свежести формы и по глубине мысли. Голая форма меня не увлекает. Без эмоций, по-моему, театр не существует. Для меня главное в результате получить эмоциональное воздействие на зрителя.

2. Темы могут быть совершенно полярные и разные, с большой амплитудой. Я не люблю, когда обсуждают темы общие – театр и современность, театр и жизнь. Что это значит? Я бы все-таки поговорил о технологических вещах, что такое режиссер и артист. Что такое свобода артиста и что такое свобода режиссера. Они всегда конфликтуют между собой. Что надо сделать, чтобы режиссерская воля главенствовала, а вместе с тем артист не терял собственную индивидуальность и творческую свободу. Чтобы он не был только марионеткой в руках режиссера. Театр-дом, театр-семья. Нужна ли такая семья сегодня. Обсуждал бы, что такое театральная антреприза. Что это, мы все прекрасно знаем, но есть ли развитие у такого понятия, как «театр-дом», относительно больших репертуарных театров. Не может такого быть, чтобы у них не было развития. Что надо придумать, для того чтобы продлить им жизнь и чтобы они получили какое-то новое дыхание.

3. В любом фестивальном движении не хватает того, чтобы труппа могла не только отыграть, но и посмотреть на коллег. Театр приезжает, играет свое и, совершенно не имея возможности смотреть другие спектакли, уезжает. Это связано в том числе и с финансовыми трудностями. Кто будет держать театр на месте две недели, пока идет фестиваль? Так что получается, что эти фестивали обогащают зрителя и членов жюри с театроведами, но очень мало артистов и режиссеров, которые могут посмотреть работы коллег. Потому что лимит. Это беда не только российских театральных фестивалей, кстати, а вообще всех.



[%5406%]Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель театра «Геликон-опера»

1. Для меня всегда критерий оценки – талант. И больше никакого критерия нет. Какие-то профессиональные вещи видны мне сразу, но степень температуры воздействия… Если я знаю метод и конструкцию, но меня от этих знаний отвлекают и я начинаю сопереживать и сочувствовать, – это и есть талант.

2. Мне кажется, что семинары – это дело театроведов. А режиссура – это интимная, индивидуальная, эгоистическая специальность. Я лично никогда не нуждался в массовом обсуждении чего-либо. Мне намного полезнее побыть одному в темном месте и подумать.

3. Чем больше фестивалей, тем лучше, потому что это повод людям приобщаться все больше и больше к искусству и возможность увидеть что-то большее. Хотелось бы, конечно, увидеть на фестивалях больше искусства класса «А» или совсем нового, совершенно не официозного. Вот у нас не хватает таких фестивалей, когда в Москву привозили бы выдающиеся спектакли современности, которые идут сейчас по всему миру. Чтобы привозили к нам больше мировых вещей, но не вторсырье. Потому что у нас иногда привозят спектакли, которые поставлены много лет назад и уже не являются показателем. Хотелось бы, чтобы время между Россией и Европой было сокращено, чтобы мы могли видеть то, что сегодня является самым ценным. А я это вижу. Приезжаю сам и смотрю, сам участвую в фестивалях за рубежом и вижу, как там это движение выстроено. Фестивали приглашают самое передовое, что существует в этом сезоне. И нам есть, к чему стремиться.



[%5405%]Владислав ПАЗИ, главный режиссер Театра имени Ленсовета

1. Критерий простой – это должен быть талантливый спектакль. Насколько он заразительный, насколько яркий, умный и захватывающий, насколько хорошо играют артисты и насколько этот спектакль гармоничен.

2. У нас есть сейчас дежурная тема – это обсуждать, есть будущее или нет у репертуарного театра. Но мне кажется, что эта тема уже скучна. Я бы обсудил проблемы актерского мастерства. Мне кажется, что в связи с большим количеством коммерческих начинаний есть некая эрозия основ русской театральной школы.

3. Мне кажется, что сейчас в российском фестивальном движении совершенно забыты национальные театры. То есть, может быть, где-то и есть такие фестивали, но я о них не знаю. А мне кажется, что сейчас особенно это важно. И было бы правильно, чтобы национальные театры, которых в России много, нормально развивались и не выпадали из театрального процесса. Мне кажется, что такой фестиваль был бы правильным и уместным.



[%5404%]Иван ПОПОВСКИ, режиссер

1. Я бы попытался отключить разум и смотреть как обыкновенный зритель. Открыто. Быть не обремененным тем, что мне надо что-то умное сказать, и думать параллельно со спектаклем. Я бы смотрел просто – как зритель. Так, кстати говоря, я обычно и стараюсь смотреть.

2. Скорее всего, педагогика, психология. А еще – репортерско-журналистское, такое поверхностное отношение критики к театру. Не вдумчивое. Часто безответственное. Вот, если вам нужно сегодня быть на премьере, а завтра выпустить статью…Я бы предложил обсудить вот эту газетную псевдокритику.

3. В принципе та фестивальная палитра, которая сейчас есть, меня вполне устраивает. И чеховский фестиваль и NET… Другое дело, что, к сожалению, не все в последнее время удается смотреть, и поэтому я о многом мечтаю. А пока ты мечтаешь, кажется, что все это должно быть хорошо. Те вещи, на которые ты очень бы хотел попасть, но просто не получается по каким-то причинам. Но палитра меня вполне устраивает.



[%5403%]Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»

1. Мне кажется, есть две крайности, и в этих крайностях есть середина. Одна крайность – это зрители, для которых спектакли делаются. Они голосуют и деньгами, и ногами. Если они ходят, смотрят, нельзя делать вид, что такого спектакля нет и такого театра нет. Второе – это квалифицированные критики. Их у нас не так много, но они есть. И вот, наверное, где-то между этими полюсами – то есть теми, кто должен ходить и смотреть для удовольствия, и теми, кто должен ходить и смотреть для работы, – наверное, истина и находится.

2. Я очень редко участвую в «круглых столах». СТД развалился, когда стал фирмой… Когда-то, когда был настоящий СТД и мы были очень молоды, довольно часто устраивались профессиональные, технологические семинары. Это были большие мастер-классы Товстоногова, Эфроса, Гончарова, собирались молодые режиссеры и обсуждали некие технологические проблемы работы. Мне очень жаль, что уже много лет ничего подобного нет. Что секция режиссуры или союза режиссеров – я даже не знаю, как это точно называется –существует номинально. И если бы, конечно, такая возможность была, хотелось бы говорить о профессии прежде всего. О том, с чем сталкиваешься каждый день, приходя к артистам, приходя к театральному художнику и, в конце концов, выходя к зрителю.

3. Мне всего хватает, потому что я в этом движении не участвую, и оно меня почти не занимает. Меня недавно спросили – кому бы вы отдали «Золотую маску»? И я сказал, что собрал бы все «маски» и отдал их Боякову. И я пока еще придерживаюсь такого мнения. Я не участвую в этом, потому что у меня нет ощущения, что ко мне приходят профессионалы и профессионально, объективно меня судят. Хотя я прекрасно понимаю, что в нашем деле объективности почти не может быть. Тем не менее я думаю, что если вы обратитесь к любому из мастеров московской и российской режиссуры, и вам в том или ином порядке назовут 10 лучших критиков, то это будут одни и те же фамилии. Вам назовут 10 лучших режиссеров – и это будут одни и те же фамилии. Но кто-то скажет, что Серебренников – на 9-м месте, потому, что он «новодел», а Васильев первый, а кто-то скажет, что Васильев восьмой, а Серебренников – восемь с половиной. Тем не менее фамилии понятны. И если бы судили коллеги и судили в какой-то там дискуссии… Ну как-то же в Академии наук справляются с этим? Да, у нас нет таких формул и объективных оценок, но тем не менее я бы доверял коллегам и профессиональным людям.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также