Изабель Юппер сыграла самоубийцу

«Следи, как я исчезаю»

 

В Берлин на фестиваль Spielzeiteuropa, организованный Berlinerfestspiele, приехала Изабель Юппер. Она сыграла главную роль в спектакле французского режиссера Клода Режи по пьесе «4.48 Психоз» знаменитого английского драматурга Сары Кейн.
В ванной лондонского госпиталя в 1999 году Сара Кейн вслед за своей героиней покончила с собой, чем обессмертила свое последнее произведение. Ее пьеса «Психоз 4.48» – отчаянный, гневный, нежный монолог женщины, произнесенный перед самоубийством. Художник, который лезет в петлю после того, как письменно и устно посылал жизнь ко всем чертям, тем самым подтверждает, что писал честно, не собираясь делать из своего имени бренд и торговать отчаянием.

Однако Изабель Юппер и на пресс-конференции, и на встрече со зрителями утверждала, что ее не интересовало, что происходило с Сарой Кейн ни после того, как она поставила точку в своем последнем произведении, ни до этого.

Это, на мой взгляд, правильно, поскольку даже в таком исключительном случае ставить знак равенства между героиней пьесы и ее автором – значит обеднить восприятие этого произведения и к тому же невольно попасть в область спекуляций. Мол, женщина с собой покончила, а потому и текст ее кровью написан, а кто этого не чувствует – буржуй.

Спектакль начинается с паузы. Тишина сгущается, луч света выхватывает Юппер, стоящую на авансцене. Она долго и безотрывно смотрит в зал. Юппер проведет на сцене два часа, не сдвинувшись с места, лишь один раз повысив голос. Пьеса, которая дает возможность актрисе с полным правом проявить склонность к истерии, пусть и художественно оформленной, возможно, впервые сыграна так аскетично, почти бесстрастно. Решимость Юппер, не сделав ни одного шага по сцене, не воздействуя «нервами на нервы» (хотя монолог доведенной до последней степени отчаяния женщины к этому располагал), пробыть два часа наедине с публикой вызывает восхищение. Сразу скажу: этот бой Изабель Юппер выиграла – зал как завороженный два часа смотрел на нее, слушал ее.

Она тянет слова по слогам («Я не могу быть одна. Я не могу быть с людьми»). Произносить их ей противно. Но и чувство отвращения к словам – неглубокое. Скорее это даже не отвращение, а твердое знание, что слова мертвы, они не помогут ей ни рассказать о себе, ни разобраться в том, что с ней происходит. Юппер растягивает слова, словно с трудом их добывает, а порой резко, быстро отшвыривает от себя, как падаль.

Юппер играет даже не человека с определенной психологией, а смену состояний: отвращение, ненависть, желание нежности, чувство вины... Актриса, сознательно отказываясь от интерпретации, от присутствия в спектакле «человеческого, слишком человеческого», не позволяя одним смыслам взять верх над другими, дает шанс тексту Кейн дойти до зрителя без потерь, со всеми идеями и эмоциональными состояниями, в нем заключенными. В спектакле есть место и юмору: зрителя, которого вовлекают в подполье, в глубины больного сознания, вдруг заставляют улыбнуться изящной шутке. И он, отдохнув, продолжает мрачноватое путешествие. Правда, мгновений такого отдыха было совсем немного.

За спиной актрисы – серая прозрачная перегородка, за которой ходит мужчина. Его движения столь же осторожны, как и речи. Диалога между персонажами, конечно, не получится: в героине Юппер желание любви и ненависть к этому желанию одинаково сильны. Попытки общения лишь острее подчеркивают безысходность одиночества.

Спектакль, который начался с тишины, все чаще застывает в молчании. В последней паузе, когда погаснет свет, растает жизнь этой женщины и в памяти останутся ее слова: «Следи, как я исчезаю, следи, как я исчезаю...»

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также