Городской романс

В фойе и на лестницах театра зазвучали стихи

 

Названия «Шествие» по Иосифу Бродскому пока нет в афише театра «Студия театрального искусства». Билеты не продаются, а на спектакль пускают всего тридцать зрителей из тех, кто успевает первым записаться. Рекламы, естественно, нет никакой, кроме сарафанного радио – самого взыскательного ресурса новостей нашего города. Спектакль возник из занятий сценречью с педагогом Верой Камышниковой, и играется он – в гардеробе, в фойе, на лестничных площадках и пролетах.
Театральная муза – дама капризная. Сколько лет ей втюхивают на всех уровнях, что она должна быть актуальной и политической, социально-озабоченной и протестной. Поощряют денежно. Устраивают фестивали и семинары, читки и встречи с деятелями сцены. Лучшие силы критического цеха из статьи в статью долбят: давай, политизируйся, а то уважать перестанут… Муза в ответ показывает свой длинный нос. Устраивается поудобнее на диване и…начинает листать страницы книг давно ушедшего поэта. На улице – сезон выборов со всеми выборам положенными воспаленными дебатами и акциями. В театре – сезон Бродского. Вот уж точно все по слову поэта: «к постыдному столетию спиной, к любви своей потерянной лицом». Поэтический театр разрастается как роща – самосевом. Тут и там возникают спектакли. И вдруг оказалось, что зритель по ним не просто соскучился – стосковался, как по солнечным лучам за долгие зимние дни.

Написанная в 1961 году поэма-мистерия «Шествие» создавалась в момент увлечения ее автора поэзией Баратынского и других поэтов пушкинского круга. Как писал автор в предисловии: «Идея поэмы – идея персонификации представлений о мире». Эти представления вложены в уста условных персонажей – Арлекина, Коломбины, Дон Кихота, Вора, Торговца, Лжеца, Честняги и др. Каждому из персонажей даны развернутые монологи-романсы. А организует эту смесь ритмов, тем и лиц – Юноша-поэт (Игорь Лизенгевич), вступающий в разговор со своим читателем.

Спектакль начинается у гардероба. Одетые в одинаковые черные футболки артисты скрываются за стойкой и возвращаются – кто в черном драповом пальто, кто с лаковым саквояжем времен прабабушки. А Муза (Ольга Калашникова) и вовсе с пером в кудрявой голове. Все превращения происходят на наших глазах. Актеры меняют платья и образы. Стихи скандируются, выпеваются, их сопровождают музыка контрабаса и ритм, выбиваемых ладошками по коленкам.

Шествие образов, шествие ритмов, шествие лиц и фигур. Мы, зрители, движемся по фойе студии, по ее лестницам и пролетам, то стоя, то сидя на ступеньках, то примостившись на полу, – становимся соучастниками.

Реквизита минимум: винтажные чемоданы, трехлитровые банки в авоськах, белые бумажки, сыплющиеся сверху снегом, зеленые яблоки, фото студийцев в рамке на стене, подойдя к которому, вздохнут: «Актер изображает жизнь и смерть, натягивает бороду, парик». Но каждый предмет отобран и обыгран, как обыгран каждый уголок пространства. Вера Камышникова с юмором и изяществом использует целый арсенал приемов поэтического театра, разработанных прежде всего постановками Ивана Поповски с актерами-фоменками (ряд, начатый цветаевским «Приключением», продолженный «Отравленной туникой» Гумилева).

Среди нынешнего парада постановок по Бродскому, среди которых и моноспектакль «Вальс на прощание» Алексея Девотченко, и «Горбунов и Горчаков» в «Современнике», постановка СТИ предлагает свой, особый путь к поэту, свою интонацию: камерную, интимную, домашнюю. Поэзией здесь делятся с тобой, как чашкой кофе или улыбкой. И ты сам волен выбирать, какие строчки унести:

И только жизнь меж нас легко проходит

И что-то вновь из наших душ уходит,

И шумный век гудит, как пароходик,

И навсегда твою любовь увозит...

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также