Анкетный вирус

Главный критерий оценки режиссера - его возраст?

 

Как врачи фиксируют возникновение, апогей и спад тех или иных заболеваний, так историкам важно отследить, как возникают и циклически возвращаются исторические вирусы. В данный момент на дворе свирепствует и уже достиг степени эпидемии так называемый анкетный вирус в отношении художественных руководителей театров.
В советские времена анкета часто висела дамокловым мечом над головами сограждан, но сейчас активизировался пункт, ранее никого не волновавший. Речь идет совсем не о графе «национальность», как вы могли подумать, и даже не о партийности. Речь о годе рождения. В недавней радиопередаче по «Эху Москвы» ее многолетняя ведущая знакомит слушателей с возрастом худруков столичных коллективов: тому – 77, тому – 80, а той – 71! Цифры произносятся с таким пылом, что услышавшие должны немедленно озаботиться: бум расстреливать всех скопом? Или начнем с самых старших?

Убрать, скажем, с нашего горизонта Юрия Любимова, Петра Фоменко, Марка Захарова, – средний возраст театральных лидеров сразу снизится. Правда, уровень режиссуры в столице тоже снизится и довольно сильно, но кого это волнует... Вопрос ведь, как говорится, стоит ребром. Коли ты родился до 53-го, то ты как есть вурдалак, упырь и мцырь, и изволь освободить место, на которое претендуют родившиеся позже тебя…

И вот участвующие в беседе убеленные сединами мужи и руководители театров вздыхают: ужас, кругом одни старики! Картинка, когда ну очень взрослые люди, дедушки со стажем, жалуются, что их затирают (!) старшие, – выглядит, безусловно, комично. Еще более жалко, когда режиссеры и руководители лезут за паспортными данными других режиссеров и руководителей и кричат, что пора, мол, на Ваганьково, а занимаемое кресло извольте освободить для меня, вот уже четверть века как передового и современного, а до сих пор непонятого и непризнанного!

Хуже другое. Когда в одну точку бьют долго, всегда находятся сомневающиеся души, которые начинают вздрагивать. А вдруг и впрямь главный критерий оценки режиссера его возраст? Вот уже и глава московского департамента культуры сокрушенно констатирует, что средний возраст руководителя столичного театра 64 года и надо что-то с этим срочно делать. Хочется утешить Сергея Капкова тем, что, как пел Высоцкий: «Срок жизни увеличился, и может быть, концы поэтов отодвинулись...» А с другой – посоветовать и департаменту культуры, да и всем – смотреть не в анкету руководителей, а на сцену. Ей-богу, там все куда нагляднее. Какая разница, сколько лет режиссеру, если ты не собираешься за него замуж? Какая разница, какой десяток разменял Кристиан Люпа, если он остается главным театральным сталкером Европы? И кому нужна эта истерия вокруг возраста худруков?

Полезная вещь – знание истории. Ведь нынешний вирус всего лишь мутация зловредного и много попортившего в нашем театре рапповского движения 1920-х годов. Тогдашние передовые, прокоммунистические, инновационные и шагающие в ногу с новым временем деятели РАППА с тем же темпераментом и пылом, что сегодняшние их последователи, и так же решительно требовали сбросить с корабля современности старых упырей из академических театров и на их место посадить – разумеется, их: продвинутых революционеров-новаторов.

Нынешние «рапповцы» многое взяли на вооружение из прежней терминологии (вплоть до словечка «упыри») и демагогических приемов. С одной стороны, они убеждают общество и начальство, что репертуарный театр давно провонявший покойник и гроб повапленный. А с другой – страшно возмущаются: почему их не ставят этими самыми ненавистными покойниками руководить? Вот модный режиссер Х в целом ряде интервью темпераментно доказывает, что репертуарный театр – труп смердящий, а в других интервью с той же страстью упрекает органы культуры в том, что у него украли десять лет жизни, не поставив каким-нибудь из «трупов» руководить… Действительно, на какое самопожертвование не пойдешь ради приличного финансового гособеспечения!

Что должен делать продвинутый революционер, став во главе ненавистного репертуарного театра, – давно расписано, не раз повторено и чуть ли не стало директивой. Для начала он должен разогнать труппу театра, чтобы не мешала его новаторским начинаниям. Потом разломать устаревшее театральное здание. И на выжженных обломках начать ремонт по строительству нового мира. В общем, заняться любимым национальным спортом: «разрушим до основанья, а затем» (мы столько раз сносили храмы, а на их месте строили бассейны, а потом сносили бассейны и возводили храмы)…

Читающие колонку могут спросить: что ж, автор уверен, что ничего трогать и обновлять не нужно? Что у нас все хорошо? Увы, напротив! Как учит история: вирусы возникают, размножаются и свирепствуют, когда организм ослаб и потерял иммунитет. Тогда-то они и страшны, когда мало кто может дать отпор напористым демагогам. Обновлять нашу театральную ситуацию необходимо. Институт театральных руководителей остро нуждается в реформах. Нужны новые голоса и новые имена. Какие-то гос театры не вредно и вовсе перепрофилировать под открытые сцены, фестивальные площадки, места для гастролей лучших коллективов. Но это длинный профессиональный многоуровневый разговор, который «анкетная истерия» только путает и сбивает. Существует масса критериев, которыми следуют руководствоваться для оценки деятельности того или иного театра: от востребованности у публики до отзывов прессы… Но вот возраст руководителей в эти критерии ну никак не входит!

Кампанию травли по анкетному признаку необходимо раз и навсегда прекратить, руководствуясь мудрым постулатом Михаила Жванецкого: зачем смотреть женщине в паспорт? – губы мягкие, и все…

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также