Василий Бархатов поставит оперу Алексея Сюмака и Димитриса Яламаса

 
Димитрис Яламас и Алексей Сюмак на Винзаводе

На 2013-й год намечена премьера уникального проекта, инициированного творческими людьми Москвы, - опера «НЕМАЯКОВСКИЙ» на музыку одного из самых ярких представителей современной композиторской школы - Алексея Сюмака. За сценическое воплощение сочинения возьмется зарекомендовавший себя в различных ипостасях режиссер Василий Бархатов. В его профессиональном арсенале уже есть спектакли, поставленные в Большом театре и "Мариинке". Всего же выпускник мастерской Розетты Немчинской успел осуществить более десятка опер.

Опера создавалась как своего рода посвящение не только жизни, творчеству и смерти великого русского поэта, но и любого человека искусства в современном мире. Сложные перипетии в биографии одного из главных лидеров авангардного течения в искусстве находят отголоски и в нашем времени, из-за чего тема личной и политической безысходности получает актуальность в современной России и за рубежом, считают создатели оперы. Автором либретто выступил греческий поэт Димитрис Яламас, известный столичной искушенной публике по таким проектам, как «Станция» и «Реквием». Наряду с собственным текстом, который составляет костяк произведения, Яламас использовал фрагменты из документальных источников, вливающиеся в драматическую концепцию оперы, и создающие более живую картину жизни и смерти Маяковского. Среди задействованных текстов стоит упомянуть строго засекреченные документы по следственному делу в отношении смерти Маяковского. Также в полотно либретто вплетены фразы из допросов соседей поэта («...Ах, если бы в Москве была Лиля Брик, этого бы никогда не случилось...»), опасения ОГПУ («...Теперь на очереди самоубийство Булгакова...» или «...ряд поэтов будто бы сговорились покончить самоубийством коллективно, чтоб доказать заграницей, что в Советском Союзе писателям живется плохо и цензура заела...»), слухи, которые шли по городу («...Маяковский застрелился из-за бабы...») и даже свидетельства интриг тоталитарной власти, которые были необходимы, чтобы объяснить обществу начала XX столетия отчаянный шаг поэта («...поэтому «власть» дала директиву: упор на личные дела...»).

Опера состоит из трех сцен. Создатели спектакля решили перекроить прямой ход событий, смешав сюжетные фрагменты, поэтому первая сцена начинается с предсмертного письма Маяковского - главный герой с первых минут действия уже мертв. По сути, поэт присутствует в опере как тень, некий символический образ и призрак из воспоминаний своей возлюбленной. Документальные свидетельства конкретизируют разворачивающиеся события, связанные с гибелью Маяковского, создавая практически детективную фабулу. Следующая сцена воссоздает линию трагических отношений поэта с Лилей Брик в последние годы его жизни. В третьей сцене главным героем уже выступает сама поэзия, наследие и завещание Маяковского для грядущих поколений.

Четыре драматические роли, предусмотренные создателями оперы, - Лиля Брик, Поэт, Чекист и Народный комиссар - сыграют известные российские актеры, с которыми пока ведутся переговоры об участии в проекте. Претенденты на певческие партии - Муза, Комсомолка, Сергей Есенин, Повелитель Всего также пока находятся в процессе обсуждения. Самой короткой и, вместе с тем, самой загадочной ролью обещает стать Голос Сталина. «Он выступает лишь раз и читает свой известный текст о Маяковском. Это его рукописная резолюция на письмо от Лили Брик 1935 года», - говорит либреттист Димитрис Яламас. «Товарищ Ежов! Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям – преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны. Свяжитесь с ней, или вызовите её в Москву, привлеките к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, всё, что упущено нами. Если моя помощь понадобится, я готов», - эта речь вождя прозвучит в опере, однако чьим голосом - пока неизвестно.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Удачная метафора мира»

    В издательстве «Самокат» готовится к публикации книга «Театр», которая поможет родителям и педагогам, ведущим творческие кружки и студии, рассказать детям, о том, какое объемное и непредсказуемое явление - театр. ...
  • В «Балтдоме» дискутируют о революции

    Во вторник, 21 ноября, петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» по окончании спектакля «Как закалялась сталь» намерен предложить зрителям поговорить о революции – ее трагической роли в истории России и последствиях. ...
  • Большой театр оцифрует старинные фотографии

    В ГАБТе стартовал второй этап проекта «Открой историю Большого». Об этом сообщает пресс-служба театра. Более четырех тысяч волонтеров из 60 стран уже оцифровали уникальный архив театра: обработали 48 тысяч афиш, 120 тысяч программок и 100 тысяч фотографий. ...
  • СТД поможет театрам русского зарубежья

    Союз театральных деятелей начинает необычный проект. Его цель заключается в том, чтобы поддержать русские театры, расположенные в СНГ, государствах Балтии и Грузии.   Как сообщает пресс-служба, «программа подразумевает проведение мастер-классов и тренингов на базе русских театров за рубежом с привлечением педагогов из ведущих театральных вузов Российской Федерации». ...
Читайте также