Галопом по Европам

За рубежом начинается фестивальный сезон

 

Это только в России театральное сообщество летом погружается в спячку и просыпается лишь к началу нового сезона. В Европе с приходом теплой погоды театральная жизнь начинает бить ключом. Из душных залов артисты и зрители перебираются под открытое небо. Причем даже самые маленькие государства считают своим долгом устроить летний театральный праздник.

Авиньонский театральный фестиваль

Где: Франция, Авиньон
Когда: 7–28 июля
Если Париж считается законодателем мировой моды, то небольшой прованский городок Авиньон признан Меккой театрального искусства. Каждое лето сюда приезжают 60 театральных коллективов: 40 – в рамках «внутренней» программы (IN) и еще 20 – вне официальной (OFF).
Грядущий 66-й Авиньонский фестиваль для организаторов и участников станет знаковым: в этом году исполняется 100 лет со дня рождения его основателя – режиссера и актера Жана Вилара. Множество мероприятий будет приурочено именно к этой дате. Откроется же фестиваль спектаклем «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова в постановке британского режиссера Саймона Макберни. А продолжит «русскую линию» в Авиньоне француз Артур Нозисьель – он представит свою версию «Чайки».
Кстати: В 2003 году Авиньонский фестиваль впервые оказался под угрозой срыва. Открытию помешали… работники французских театров, которые устроили марш протеста с требованием, чтобы правительство отказалось от реформы заработной платы.

За своим счастьем в Авиньон едут артисты со всего мира

Fringe

Где: Шотландия, Эдинбург
Когда: 3–27 августа
Fringe заточен под экспериментальные постановки и является частью Эдинбургского международного фестиваля искусств. А поскольку для участия в нем не нужно проходить предварительного отбора, в программу фестиваля входят преимущественно начинающие коллективы. Основная цель молодых артистов – «засветиться» перед именитыми режиссерами и продюсерами, которые приезжают сюда в поисках новых талантов.
В программе Fringe-2012 немало провокационных постановок: от 50-минутной драмы, где действие происходит в туалетной кабинке, до предсмертного монолога Гитлера.
Кстати: Fringe переводится с английского как «край», «обочина». Столь странное для фестиваля имя было выбрано 60 лет назад, когда группе артистов отказали в участии на Эдинбургском фестивале. Таким образом, Fringe стал альтернативой для тех трупп, которые оказались «на обочине».

Wiener Festwochen

Где: Австрия, Вена
Когда: 11 мая – 17 июня
Самый любимый фестиваль австрийцев. Билеты на него недорогие, в то время как программа радует своим разнообразием: классическая драма соседствует с авангардом. В этом году в фестивале примут участие коллективы из 24 стран. Главным событием музыкальной части программы Wiener Festwochen станет опера Верди «Травиата» режиссера Деборы Варнер. Среди самых ожидаемых гостей – Кейт Бланшет, которая сыграет на фестивале в пьесе «Такая большая и такая маленькая» австралийского театра Sydney Theatre Company, художественным руководителем которого она являлась до начала нынешнего года.
Кстати: Увидеть одну из главных премьер Авиньонского фестиваля – спектакль «Мастер и Маргарита» английского режиссера Саймона Макберни – можно будет и в Вене, причем на целый месяц раньше. Показы в рамках Wiener Festwochen будут проходить в течение четырех дней – с 1 по 4 июня. Стоимость билетов: от 10 до 56 евро.

«Лето в Варне»

Где: Болгария, Варна
Когда: 1–12 июня
В этом году театральный фестиваль, ежегодно проводящийся в причерноморском городе Варна, отмечает 20-летие. Изначально в нем принимали участие только болгарские труппы: фестиваль был создан для сохранения национальных традиций и развития местного искусства. Но постепенно в программе стали появляться и представители других государств: США, Германии, Японии. Тем не менее его концепция выдержала проверку временем и по сей день остается непоколебимой. Присутствие национального колорита в каждой постановке – непременное условие для участия в фестивале.
Кстати: Российские артисты – частые гости на «Лете в Варне». В этом году на фестиваль поедет Саратовский театр драмы имени Слонова. Актеры представят премьеру уходящего сезона – «сатирическое кабаре» «Урод» в постановке болгарского режиссера Явора Гырдева.

«Новые пьесы из Европы»

Где: Германия, Висбаден
Когда: 14–24 июня
Ежегодная театральная биеннале прочно закрепила за собой статус одного из самых влиятельных фестивалей современной драматургии. Основатели «Новых пьес из Европы» – драматург Танкред Дорст и режиссер Манфред Байльхарц – на протяжении вот уже 20 лет разыскивают таланты по всему миру с целью вывести на большую сцену новые имена. Важное требование для участия в ежегодном фестивале – все представленные пьесы должны играться на языке оригинала (с синхронным переводом).
Представлять Россию на биеннале–2012 будут две постановки: пьеса «Убийца» режиссера Дмитрия Егорова (МТЮЗ), а также спектакль Circo Ambulante Андрея Могучего с Лией Ахеджаковой и Альбертом Филозовым в главных ролях.
Кстати: Наша страна участвует в фестивале с момента его основания. Но самое большое количество постановок из России (четыре) было представлено в 2002 году.

«Театральное лето»

Где: Финляндия, Тампере
Когда: 6–12 августа
В рейтинге самых ожидаемых постановок грядущего фестиваля – финно-эстонский проект 12Karamazovia/
12Karamazov, сценическая фантазия по мотивам «Братьев Карамазовых» Достоевского. Не менее интересной обещает стать и другая постановка гостей из Эстонии. Уже известный по прошлогодним фестивалям коллектив Teater NO99 в своем спектакле «Взлет и падение Эстонии» обещает рассказать со сцены «все то, что мы хотели знать об их стране, но не решались спросить».
Кстати: Самой преданной поклонницей фестиваля является бывший президент Финляндии Тарья Халонен. Зрительница с многолетним стажем, Халонен не пропустила ни одного «Театрального лета». Причем своим пристрастиям политик не изменяла даже во имя госслужбы. В прошлом году Халонен из-за фестиваля отложила переговоры с королем Иордании.

ITs

Где: Амстердам, Нидерланды
Когда: 21–28 июня
Злободневность и провокация – основные черты этого фестиваля. Причем нынешний год не станет исключением, о чем свидетельствуют названия спектаклей: «Ложь ума», «Жизнь в забвении», «Больная раком», «Суицидальные девственницы».
Кстати: Задача фестиваля – стереть границы между артистами и зрителями, приучив начинающих актеров к постоянному контакту с аудиторией. Для этих целей в рамках ITs регулярно проводятся внеконкурсные вечеринки, куда приглашают как участников, так и зрителей.

Ради победы в Эдинбурге артисты готовы к любым просьбам режиссера

«Летние шекспировские торжества»

Где: Чехия, Словакия
Когда: 26 июня – 7 сентября
«Летние шекспировские торжества» были созданы как чешский вариант Всемирного Шекспировского фестиваля Globe to Globe, который ежегодно проводится в Великобритании.
«Торжества» проходят как в Чехии (в Праге, Брно, Остраве), так и в соседней Словакии (в Братиславе и Зволене). В этом году к числу городов-участников примкнет еще и Пльзень, 4-й по величине город Чешской Республики. Среди хэдлайнеров грядущего фестиваля – спектакль «Ричард III» (режиссер Мартин Хуба), а также премьера комедии «Бесплодные усилия любви», поставленной театральным коллективом из Остравы.
Кстати: Инициатором фестиваля стал в начале 90-х годов бывший президент Чехии и писатель Вацлав Гавел, преданный поклонник Шекспира.

Национальный фестиваль классического театра

Где: Испания, Альмагро
Когда: 25–28 июля
Если приехать в старинный кастильский городок, не стоит удивляться душераздирающему крику над старинной площадью или звону шпаг, внезапно раздавшемуся за спиной. Четвертое десятилетие подряд в июле улицы Альмагро превращаются в сцену под открытым небом. Предсмертный стон Джульетты может послышаться из старинной ротонды, а монолог Фердинанда – со стороны храма.
Кстати: Участники вольны в выборе произведений, но по традиции преобладает испанская классика. Только в Альмагро в один день можно увидеть сразу несколько «Собак на сене» или «Дон Кихотов».

А как у них?

Театр Вахтангова стал первым в истории российским коллективом, который побывал в Лондоне на Шекспировском фестивале Globe to Globe. О том, какой фурор произвела постановка Юрия Бутусова «Мера за меру», – сообщают Евгения Крегжде и Сергей Епишев.

Евгения Крегжде:
– «Если можно представить себе худший вариант сцены для этого спектакля, так это она – сцена лондонского «Глобуса», – сказала я себе, отыскав в Интернете фотографии театра за неделю до вылета. Это площадной театр в чистом виде, требующий переиначить наш спектакль «Мера за меру» на корню. Нет кулис, порталов, движущегося круга, нет пресловутой «четвертой стены» Станиславского. Публика стоит в партере. Кроме того, организаторы фестиваля, сократив расходы, попросили не брать с собой многочисленный обслуживающий персонал. Поэтому переодеваться и гримироваться нам приходилось самостоятельно. Холод редчайший, пасмурно, промозгло... Перед спектаклем греемся от обогревателей за подмостками. На мне костюм, куртка, шарф, пальто... Юрий Бутусов, глядя на это «обмундирование», напоминает: «Евгения, нужна только белая рубашка и юбочка». Думаешь: скорее бы сыграть спектакль и умотать в сравнительно теплую Москву. В этот момент к нам подошел продюсер «Глобуса» и предложил окропить сцену водкой, ссылаясь на фестивальную традицию. Мы заволновались: придет зритель, а в зале стоит запах алкоголя и все подумают: «Ну, конечно, русские приехали». И вот столь долгожданное начало! Когда в первой сцене монастыря я подняла руки ладошками вверх, ожидая света прожектора (как в Вахтанговском театре), из-за туч выглянуло солнце, осветив меня, и я прослезилась от мысли, что сама природа стала для нас художником по свету. Римас всегда нам говорит: «Не играйте для себя или для зрителя, но играйте для третьего, для Него»! Образовался магический коридор энергии, который давал силы не замечать дикого холода, дождя, неудобств...

Сергей Епишев:
– Сложно было поверить в то, что эта поездка состоится. Ведь спектакль, в котором свет является важнейшим элементом сценографии, нам предложили сыграть в театре «Глобус» под открытым небом – при локальном свете. Кроме того, сцена «Глобуса» в три раза меньше нашей, вахтанговской, да еще и русскоязычный Шекспир разительно отличается от британского. Поэтому приглашение «Глобуса» звучало вызывающе и малореально. Однако все исправления были сделаны, мизансцены изменены, визы в последний момент получены – и вот мы в Лондоне, и устроители фестиваля встречают нас аплодисментами у «Глобуса». Но здесь выясняется, что на сцене должно быть минимум декораций, а спектакль может идти не более двух с четвертью часов. Таковы, дескать, обязательные условия для всех. Мы поинтересовались: «У вас в программе заявлен четырехчасовой «Гамлет» Някрошюса. Уж для него-то, наверное, сделают исключение». Но руководитель театра невозмутимо ответил: «В день спектакля будет отмечаться 60-летие со дня восхождения на престол Елизаветы II, и по Темзе с салютом пойдут корабли. Так что если они не уложатся в 2.15 – пусть пеняют на себя». Оказалось, что руководитель не шутил. Ритм у фестиваля действительно бешеный: на сцене два спектакля в день в 14.30 и 19.30, причем играют разные труппы. Наш график выглядел так: освоение сцены с 8 утра, в 14.30 выступление, а затем мы должны освободить площадку, уступив место другой труппе. На следующий день картина уже иная. В 14.30 идет спектакль на суахили, а вечером – наш. Причем, чтобы мы могли оценить все преимущества игры на отрытом воздухе, в этот вечер пошел дождь, и зрители стояли в плащах и под зонтами, а мы скользили по сцене и чувствовали, как капли ползут по лицу. Конечно, самым страшным мне виделась встреча с публикой. Перед спектаклем в буфете на нас напала англичанка с криком: «Как вы будете играть эту пьесу на русском? Я с трудом ее прочла на английском!» С учетом того, что приводился не текст пьесы, а лишь синопсис сцен, ничего хорошего ждать не приходилось. Но реакция англичан оказалась главным сюрпризом. Весь спектакль они очень внимательно следили за происходящим, благодарно реагируя на любую шутку или неожиданную мизансцену.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Париж. «Я всегда прошу обратить внимание на наш театр»

    28 июля в парижском русском театре-студии «МА-АРТ» состоится первый после карантина премьерный показ спектакля «Маленькие трагедии».  О непростых условиях работы, неиссякаемом энтузиазме артистов и отсутствии поддержки рассказывает наш сегодняшний собеседник, художественный руководитель театра «МА-АРТ», режиссёр Людмила АНДРЕЕВА. ...
  • Кишинёв, Молдова. «Театр в центре города - лакомый кусок»

    Журнал «Театрал» продолжает рассказывать читателям о жизни и творчестве русских театров за рубежом. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередной материал из зарубежья, наш собеседник - генеральный директор кишиневского Государственного Русского драматического театра им. ...
  • В Русском театре драмы им. Искандера ставят знаменитую пьесу Лорки

    В Русском театре драмы им. Искандера (Сухум, Абхазия) выходит первая посткарантинная премьера - «Кровавая свадьба». Премьерные показы спектакля по пьесе Федерико Гарсии Лорки состоятся 10 и 11 июля.   «Мы давно ждали эту премьеру, - говорит гендиректор театра Ираклий Хинтба. ...
  • Цюрих. «Надеемся, что без поддержки нас не оставят»

     «Театрал» продолжает серию публикаций о том, как в условиях пандемии живут и творят русские театры в странах дальнего зарубежья. Сегодня о возвращении своего коллектива к привычной жизни рассказывает художественный руководитель русского Театра сценической классики в Швейцарии Людмила Майер-Бабкина. ...
Читайте также