В Петербурге разгорелся театральный скандал. Событием, спровоцировавшим его, стало заседание местного комитета по культуре. Предполагается, что отныне все художественные руководители и директора театров будут переведены на срочные контракты. Первый такой контракт будет заключаться сроком на один год, а последующие – на три года.
Первым, кому было предложено подписать новый контракт, стал главный режиссер Театра Ленсовета Юрий Бутусов. Председатель комитета по культуре Дмитрий Месхиев попросил при этом соблюдать одно условие: Бутусов во время художественного руководства не может ставить спектакли на любых других площадках. В интервью «Театралу» актриса Театра Ленсовета Светлана Письмиченко заметила, что сложившаяся ситуация связана не только с этим театром. «Аналогичные проблемы в итоге коснутся всех петербургских коллективов. Предлагать режиссерам контракты сроком действия на один год – это как минимум не этично. Представьте, что, например, Семену Спиваку, который создавал свой Молодежный театр на Фонтанке в течение 20 лет, предлагают заключить контракт на год. А что через год?»
Сам Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, утверждает, что за год в театре успеть что-либо сделать практически невозможно. «Потому что любые серьезные преобразования в театре происходят не меньше чем за пять лет. Кроме того, во многих театрах сложились крепкие рабочие алгоритмы. Разрушить их – часто значит разрушить и сами театры».
К петербургским коллегам присоединился и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. На своем официальном сайте он опубликовал открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. В послании Калягин называет возникшую в Петербурге ситуацию «взрывной» и призывает губернатора вмешаться, ведь «из-за скоропалительных и необдуманных решений» Петербург может потерять талантливого режиссера Юрия Бутусова.
Комментируя ситуацию для «Театрала», актер Театра Ленсовета Сергей Мигицко предположил, что предложение заключать с режиссерами контракты сроком на год – это показатель недоверия властей представителям творческой среды. «А еще это явный признак непонимания того, что театр – это особая среда, где многое происходит не по принятому в других сферах жизни регламенту. Контракт на год – это слишком маленький срок. За этот период у режиссера не будет возможности показать, на что он способен. Разработчикам реформы системы управления театрами я бы рекомендовал больше доверять творческим людям».
Художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, рассуждая о сложившейся ситуации, заметил, что в России пока «не научились работать по контракту». «Все подозревают друг друга в не лучших намерениях, это всем сторонам мешает отстаивать свои интересы, формулировать их в контракте. В принципе, работодатель имеет право диктовать свои условия тому, кого он берет на работу. Но здесь важно не забывать своих интересов и отстаивать те условия работы, которые тебе самому важны и кажутся правильными. Например, в моем контракте с Министерством культуры тоже есть пункт о том, что я не могу ставить спектакли на стороне без разрешения работодателя… Но в любом случае заключать контракт с режиссером сроком на год – это нецелесообразно. Хотя бы потому, что актеры попросту не будут слушаться такого режиссера, который через год может уйти».
Когда верстался номер, сам Юрий Бутусов принял решение отказаться от поста худрука и продолжит работать в нем в качестве главного режиссера: «Я человек, который делает спектакли. Это для меня самое главное. И все ключевые решения в моей жизни я принимаю исходя из этого».
Сам Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, утверждает, что за год в театре успеть что-либо сделать практически невозможно. «Потому что любые серьезные преобразования в театре происходят не меньше чем за пять лет. Кроме того, во многих театрах сложились крепкие рабочие алгоритмы. Разрушить их – часто значит разрушить и сами театры».
К петербургским коллегам присоединился и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. На своем официальном сайте он опубликовал открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. В послании Калягин называет возникшую в Петербурге ситуацию «взрывной» и призывает губернатора вмешаться, ведь «из-за скоропалительных и необдуманных решений» Петербург может потерять талантливого режиссера Юрия Бутусова.
Комментируя ситуацию для «Театрала», актер Театра Ленсовета Сергей Мигицко предположил, что предложение заключать с режиссерами контракты сроком на год – это показатель недоверия властей представителям творческой среды. «А еще это явный признак непонимания того, что театр – это особая среда, где многое происходит не по принятому в других сферах жизни регламенту. Контракт на год – это слишком маленький срок. За этот период у режиссера не будет возможности показать, на что он способен. Разработчикам реформы системы управления театрами я бы рекомендовал больше доверять творческим людям».
Художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, рассуждая о сложившейся ситуации, заметил, что в России пока «не научились работать по контракту». «Все подозревают друг друга в не лучших намерениях, это всем сторонам мешает отстаивать свои интересы, формулировать их в контракте. В принципе, работодатель имеет право диктовать свои условия тому, кого он берет на работу. Но здесь важно не забывать своих интересов и отстаивать те условия работы, которые тебе самому важны и кажутся правильными. Например, в моем контракте с Министерством культуры тоже есть пункт о том, что я не могу ставить спектакли на стороне без разрешения работодателя… Но в любом случае заключать контракт с режиссером сроком на год – это нецелесообразно. Хотя бы потому, что актеры попросту не будут слушаться такого режиссера, который через год может уйти».
Когда верстался номер, сам Юрий Бутусов принял решение отказаться от поста худрука и продолжит работать в нем в качестве главного режиссера: «Я человек, который делает спектакли. Это для меня самое главное. И все ключевые решения в моей жизни я принимаю исходя из этого».