Боль и радости театра Станиславского

Из «Театрального романа» сделали мистификацию

 

Этот спектакль рождался из этюдов, сочинением которых занимался с актерами театра Кирилл Пирогов. Когда, вероятно, стало ясно, что из всего этого может получиться цельное представление, к делу подключился сам Петр Фоменко и вместе с Пироговым завершил сценическое воплощение одного из самых известных произведений Михаила Булгакова.
Современный театр, способный на рефлексию по поводу самого себя, «Театральный роман» уважает, а потому его версии случаются то там, то здесь. Из последних запомнившихся был саркастически смешной спектакль Константина Богомолова в Театре Гоголя. «Фоменки» сарказм отменили, оценки смикшировали и даже в таком ироничном формате все равно признались в любви к собственному театру. Хотя и не без рефлексии, конечно.

На этот «Театральный роман», конечно, падает отраженный свет «Мастера и Маргариты», да и всего «булгаковского» с его мистикой и мистификацией, загадочными трансформациями персонажей и прочими таинствами. А Максудов (Кирилл Пирогов) – высокий, тонкий, нервический, как оказалось, сам Мастер и есть. Еще не наделенный этим званием, не нашедший себя и лишь вступающий в параллельный мир творчества. Недаром же в финале, изгнанный из Независимого театра, он прочтет начало книги новой – о тьме, пришедшей со Средиземного моря…

Пока же яркими, законченными эпизодами проступают перипетии начала пути. Вот он в пьющей и поющей компании литераторов и журналистов «Гудка» – сигаретный дым, романсы под гитару, анекдоты и явное пренебрежение коллег по перу. Так и хочется сбежать в темное, таинственно туманное пространство в глубине сцены (сценография Владимира Максимова). Но, наоборот, именно оттуда друг за другом, как карикатурные мефистофели, да еще под музыку из «Фауста», являются «искусители»: то издатель Рудольфи (Олег Нирян), то люди театра.

Наивный Максудов – Пирогов, восхитившись прелестями бутафорского коня – эмблемы Независимого театра, вкусив манящей суеты странных людей, уже готов воскликнуть: «Этот мир мой!» Но очень скоро этот театральный мир обернется изнаночной стороной и станет обманкой. Чего стоит только полумаразматический директор Иван Васильевич (Максим Литовченко) в почти портретном гриме Станиславского, его восторженная тетушка (Наталья Курдюбова) и прочие «основоположники» (Ирина Горбачева, Анатолий Горячев, Тагир Рахимов и другие)! А две дивные секретарши: эксцентричная Менажраки (Мадлен Джабраилова) и томно многозначительная Торопецкая (Галина Тюнина)! Заплутавшие где-то в прошлом театра, да и самой жизни, «основоположники» ближе к финалу превратятся в паноптикум восковых фигур, ничего общего с живыми людьми и актерами не имеющими. И вошедшему не в ту дверь начинающему писателю Максудову – Пирогову вновь останется только бежать прочь, а вернее, начать строить собственный мирок творчества.

В «Мастерской Петра Фоменко» не сочиняли актуальных концепций, не выявляли откровенных аллюзий с театром современным. Просто пошли за Булгаковым, пытаясь по-своему «проиллюстрировать» его «Театральный роман». Иллюстрации оказались весьма качественными, правда, на откровения не претендующими. Зато они были выполнены профессионально, а в нынешнем театре, как это ни парадоксально, подобное уже можно счесть достижением.
Где: Мастерская П. Н. Фоменко

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также