Преступление без наказания

В МХТ показали другого Достоевского

 

Режиссер Лев Эренбург ставит в МХТ во второй раз. Сначала была «Васса Железнова» на Большой сцене, а нынешнее «Преступление и наказание» идет на Малой, что вовсе не умаляет достоинств премьеры. Работая над постановкой, режиссер откровенно сказал, что не любит Достоевского. Впрочем, это не помешало ему выпустить хороший спектакль, в котором совершенно очевидна нелюбовь к первоисточнику.
В его спектакле есть преступление, но практически нет раскаяния, которое по Достоевскому явилось главным наказанием. Показательна в этом смысле программка, где на первой странице в семи пиктограммах, напоминающих знаки дорожного движения, изображена фабула романа «Преступление и наказание». Человечек поднялся по лестнице, убил двух других человечков, спустился вниз, выбежал в светлый дверной проем и встал на колени. Лишь одна деталь претендует на психологическую оценку: в дверной проем бежит черный человечек, на остальных же рисунках он белый.

По первому образованию Эренбург врач, в чем, пожалуй, и кроется причина его нелюбви к достоевщине. У того, кто должен лечить плоть, нет времени и желания копаться в болезнях духа. Поэтому, «разбирая» роли, он обязательно вытаскивает на свет телесные подоплеки, ибо считает их важной причиной складывающихся ситуаций. Неспроста герои спектакля харкают кровью, она течет из порезанных рук и нестойких носов, а Порфирий Петрович и вовсе страдает геморроем.

Мир спектакля населяют хрупкие организмы, целостность наружных оболочек которых постоянно нарушается. Перед нами жесткий сюжет про обычных несчастных людей с их пороками, телесными хворями и губительными страстями. Про людей, которых очень жаль, ибо они обречены глядеть под ноги и не видеть неба.

Красавица Дуня Раскольникова (Паулина Андреева) здесь буквально иссушаема страстью к слабаку Свидригайлову, которого позаимствованный из Питера Евгений Дятлов играет мягко, мелодично и даже напевает. Порфирий у Федора Лаврова явно маниакален. Он будто чует запах крови, сначала как бы панически боится ее вида, а под конец, в сцене признания Раскольникова, напротив, нарочно роняет на пол вазочку с вареньем, и кроваво-красная жижа размазывается по полу. В очередной трущобе возникает неуклюжая и голодная любовь одноногого мещанина (Леонид Тимцуник) с нездоровой Лизаветой (Ольга Воронина), и это почти животное соитие вызывает острое, щемящее сострадание.

Наконец, сам Родион Раскольников (Кирилл Плетнев) слишком брутален для привычного нам бледного мученика идеи. Это очень современный молодой человек, импульсивный, резкий, обиженный на весь свет. В мучительных размышлениях ему отказано. Он скорее на зверином уровне ощущает содеянное и продолжает ненавидеть всю окружающую жизнь, эти жестяные тазы и тряпки, эту навечно замызганную стеклянную чердачную крышу (сценография Валерия Полуновского), которая застит небо, не давая даже глазу обратиться ввысь, не то, что душе прикоснуться к Богу.

Тем, кто любит Достоевского за разверзшиеся душевные бездны, именно этого в спектакле МХТ будет не хватать. Те, кто испытывает потребность думать и сострадать, напротив, удовлетворят ее вполне. В финале спектакля замызганная крыша превращается в покатую стену, и измотанная отчаянной злобой на жизнь Катерина Ивановна (Ксения Лаврова-Глинка) взбирается по ней, грозя дойти до начальства. Однако при этом сползает вниз, не имея ни силы, ни выхода.
Где: МХТ им. А. П. Чехова

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также