Кто в лес...

Театр Ленсовета осовременил Островского

 

Молодежь смела. Она любит сметать традиции, не заботясь о последствиях. В театре сейчас немало таких смельчаков, в их числе и Кирилл Вытоптов, недавний выпускник РАТИ, поставивший «Лес» в Театре Ленсовета. А поскольку этот «Лес» – настоящая чащоба, попробуем ограничиться внутренним голосованием: «за» и «против».

ЗА


Режиссер расшевелил классическую сатиру, придал ей современные скорости. Роли Несчастливцева (Дмитрий Лысенков) и Счастливцева (Александр Новиков) наложены на роли персонажей второго плана – купцов Милонова и Бодаева. То есть Дмитрий Лысенков в одном и том же спектакле играет как Несчастливцева, так и Милонова. Аналогичная роль у Александра Новикова: он не только Счастливцев, но еще и Бодаев. Тем самым режиссер мастерски подчеркнул, что кто бы ни попал в окружение помещицы Гурмыжской – каждый непременно станет придворным шутом. Кстати, Лариса Луппиан сыграла непривычную для себя роль: в ее исполнении Гурмыжская – этакая дама-монстр, которую быстро подминает под себя недоучившийся гимназист Буланов. И за это отдельное спасибо режиссеру – он открыл новую грань в творчестве Луппиан. Кроме того, он использовал в спектакле весьма необычный прием – поставил в некоторых сценах артистов на ходули, тем самым подчеркнув ритм их диалогов. А диалоги эти действительно сложные, требующие отдельного разбора. Например, Счастливцев и Несчастливцев то и дело цитируют Чехова и Горького. А в сцене, где Несчастливцев укрощает Восмибратова, и вовсе читается стиль чеховских пьес – точно так же и Петя Трофимов укрощал Лопахина – у тебя, мол, такие нежные руки…

Аксюша в исполнении Маргариты Ивановой – дерзкая племянница с задатками комической актрисы. Да и Несчастливцев со Счастливцевым словно поменялись местами – кто из какого амплуа, нам не понять, зато и Новиков, и Лысенков – явные лидеры этого представления. Их встреча и обмен воспоминаниями – актерский и режиссерский апломб, то есть хороший подъем.

Если обобщать, то в стремительной атаке Вытоптова на Островского видится наследие школы Мейерхольда, хотя прямое сравнение явно преждевременно.

ПРОТИВ


Не удалась сценография (Нана Абдрашитова) – все эти шесты, колья, деревянная утварь, изображающая лес, увенчанная резными деревянными панно (не Буланов ли лобзиком работал?). Резные деревяшки скользят вверх-вниз, в дырки вписываются лица, но общего сценографического решения нет. Шкатулка Гурмыжской превратилась в огромный круглый пратикабль с механическим приводом-крышкой. Пропорции людей-вещей искажены – и снова без ясной цели. Костюмы, особенно у Гурмыжской, никакой театральной нагрузки не несут. Переусердствовали с танцами и специальной пластикой. Правда, Моцарт с темой Керубино (Буланов) и с трагическими репликами из «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» возникает кстати. Еще одна операция по сращиванию персонажей – Карп и Улита в одном лице (эта роль досталась Ольге Муравицкой). Признаемся, что никто от такой экономии не выиграл – ни спектакль, ни актриса. Получилось не то лицо от Автора, не то андрогин. Свет – одна из «ипостасей» современной режиссуры – в «Лесе» сделан вяло и незаметно (в программке указан художник по свету Гидал Шугаев). Метафора костра (все наличные деревяшки сложены в кучу), на котором Гурмыжская, как Жанна д’Арк, приносит себя в жертву ближним – затягивает финал и не стоит таких усилий.

Как видим, впечатления от премьеры Театра Ленсовета пестры. Но наблюдать за азартом тех, кто снова пускается в соревнование с классикой – и интересно, и полезно. Товстоногов говорил, что в молодости он тоже злоупотреблял сценическими эффектами ради успеха. Может быть, молодежь торопится оттого, что не знает чувства меры. В любом случае смелость простительна. Ее оправданием служат и те искры подлинного таланта, которые удается разглядеть в сооружении под названием «спектакль».
Где: Театр им. Ленсовета

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также