Серебренников покончит с репертуарным театром

 
Вчера Сергей Капков подписал приказ о назначении Кирилла Серебренникова худруком Театра имени Гоголя. Когда в сети появилась первая неофициальная информация, многие решили, что это фейк. Но уже через пару часов стало известно, что Департамент культуры разорвал бессрочный контракт с Сергеем Яшиным, который руководил театром 25 лет, и с директором театра Анатолием Шлаустасом, которого сменит на этом посту Алексей Малобродский (последний год работал с Серебренниковым на "Платформе"). Как подчеркнул Сергей Капков, «Театр имени Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перфомансы и творческие встречи. Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда режиссер с мировым именем не имеет собственного театра в Москве». Актеров Театра Гоголя эта внезапная перемена неприятно удивила и даже шокировала. Многие справедливо опасаются, что с приходом Кирилла Серебренникова труппу могут просто расформировать, ведь кардинально изменится не только репертуар, но и само устройство театра. В планах у Серебренникова - площадка совершенно иного формата, куда подтянутся новые творческие силы. В стенах Театра Гоголя обоснуется несколько резидентов: "Седьмая студия", "Саундрама" Владимира Панкова, костромская компания современного танца "Диалог-данс". Со временем их сменят другие незаивисимые коллективы. С моделью репертуарного театра будет покончено. То, что еще вчера казалось невероятным, сегодня обсуждают все. "Театрал" задал несколько вопросов театральному критику, доценту ГИТИСа Павлу Рудневу.

- Еще недавно Кирилл Серебренников, в очередной раз отвечая на вопрос "не хочет ли он возглавить театр", сказал, что вряд ли бы согласился, если бы ему предложили Театр Гоголя, например. Что с таким театром делать? Как вы думаете, почему он все-таки подписал контракт (после долгих переговоров)?
 
- Мне кажется, это вопрос вызова. Раньше не предлагали, и все казалось невозможным и туманным. Прошли конкретные переговоры – согласился. Надо сказать, что Серебренников выбрал самый трудный вариант из всех возможных – значит легкого пути не ищет, не ждет подарков судьбы. Режиссеру нужен свой театр, это же ясно. Режиссер развивается, растут амбиции. Все выдающиеся режиссеры, коих мы чтим, к возрасту Кирилла уже имели свои собственные площадки, театры. Серебренников даже «перезрел». Более того, у Кирилла есть умение создавать вокруг себя творческую среду, это было видно по программе «Платформа», где он занимался не собой, а образованием других художников, общественными театральными проблемами. Он может быть не только посвящен себе, но и в равной мере другими художниками.
 
- Как он поступит с труппой, которая уже строчит жалобные письма в Департамент? Возможно ли "отформатировать" и перестроить этих людей?
 
- Насколько я знаю хороших артистов, успокоить их можно только работой. Как говорил Николай Коляда, артист – это единственный профессионал, который действительно хочет работать. Бунт труппы неэффективен, он только затянет стагнацию, которая в Театре им. Гоголя очевидна. Театр, к сожалению, защищать нечем – здесь давно не было художественных событий.
 
- Почему именно Театр Гоголя, мало ли в Москве других театров-аутсайдеров? И почему уже после открытия сезона и сбора труппы? На ваш взгляд, это правильно по отношению к Сергею Яшину и актерам театра?
 
- Разумеется, есть театры с более тяжкими проблемами. Но у чиновников своя логика. У Театра им. Гоголя есть большая и камерная сцены – это немаловажно. Есть где развернуться. К радикальным, резким решениям Департамента по культуре г. Москвы вроде как все привыкли. Думаю, что внезапность и стремительность перемещений связаны, прежде всего, со страхом последствий и негативного шлейфа в виде открытых писем, бунтов труппы и проч. Словно бы, разорванный в секунду контракт и тут же, на коленке подписанный новый спасает от альтернативного мышления. Атмосферой секретности чужой роток вряд ли заткнешь. И в этом смысле пугает, прежде всего, вот что: то, что в поспешности таких решений новый председатель Департамента по культуре Сергей Капков наследует повадкам старого. У предыдущего главы Сергея Худякова были точно такие же стремительные жесты, когда уволенные худруки узнавали о решении властей буквально из газет. Это, конечно, невозможно ни понять, ни принять. По-человечески труппу и Сергея Яшина на самом деле жалко – его можно было хотя бы подготовить. Вот что, пожалуй, самое странное: позиция Сергея Капкова в СМИ появился только вечером того же дня со ссылкой на пресс-релиз, обнародованный тут же вечером. В пресс-релизе – очень внятные аргументы: о посещаемости театра, о критериях неэффективности, и о том, что Сергею Яшину будет предложен другой пост. И как-то все стало на место: стало ясно, что это не оккупация, а продуманная политика с внятной аргументацией. Но почему этот пресс-релиз так долго шел к читателю? На самом деле надо задуматься над тем, что Сергея Яшин правил четверть века – это больше, чем Брежнев. И у этого театра были очень славные страницы, большой успех, внимание. Но в последние годы театр управлялся неважно: художественных свершений не было, у театра было слабое присутствие в информационном пространстве, театр не шел на художественный риск, не было альтернативных репертуарных линий, планы переползали из сезона в сезон, а в прошлом сезоне была выпущена только одна премьера.
   




Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также