Сильней любви

«Собака на сене» в Театре им. Вахтангова

 

Комедия Лопе де Вега «Собака на сене» похожа на сказку и на детектив, на возвышенную поэму и на исследование психоаналитика. В пьесе великого испанца бушуют огненные страсти, плетутся хитрые интриги, строятся воздушные замки, вершатся судьбы и рушатся иллюзии. Прихотливое действие бросает героев из одной крайности в другую. Невинное шутовство граничит с рискованными играми не на жизнь, а на смерть, а неистовые эмоции запросто уживаются с трезвым расчетом. Словом, в «Собаке на сене» есть где разгуляться актерской фантазии.
У студентов Щукинского училища, играющих эту пьесу на большой сцене Театра им. Евг. Вахтангова, фантазия бъет через край. Руководитель выпускного курса, постановщик спектакля Юрий Шлыков не стал сдерживать молодую энергию. В новом вахтанговском спектакле она клокочет не только в упругих рифмах Лопе де Вега в переводе Михаила Лозинского, но и в бесшабашных танцах, и в отвязных акробатических трюках. Паузы между картинами заполняют неаполитанские песни в сладкозвучном исполнении Валерии Ланской (Клара) – намек на то, что действие происходит в Неаполе. Подобная концертность – напрасное угождение публике. Ей и так есть чему подивиться – события в блестящей комедии развиваются стремительно. Исполнителям главных ролей почти столько же лет, сколько их героям. И потому любовные настроения спектакля искренни и естественны. Но в знаменитом треугольнике равноценны отнюдь не все стороны. Алена Фалалеева (служанка Марсела) – взволнованна, отчаянно чувственна и внутренне подвижна. Александр Лобанов (Теодоро) – свободен, обольстителен и азартен. Елена Ташаева уступает своим сокурсникам и в уверенности сценического поведения, и в силе игры. Роль графини Дианы, с ее сложными перепадами чувств и настроений, студентке еще не под силу. К тому же и ее педагог не придумал ничего лучшего, чем втиснуть богатый характер в однобокий образ властной садистки, вовсю измывающейся над чувствами слуги. Юной артистке явно мешает и тяжелый грим. Черные крылья над глазами и сурово сдвинутые брови окончательно превращают влюбленную графиню в злую ведьму. Хлыст в нежных ручках довершает нелепое впечатление. Лишь в последних сценах у Елены Ташаевой проявляются другие краски. Все больше покоряясь страсти, ее Диана превращается в шаловливую, беспечную девочку. И тогда кажется, что влюбленным графине Диане и ее секретарю Теодоро не справиться с потоком чувств, не обуздать неистовых эмоций.

И все же для выпускников Щукинского училища спектакль на основной вахтанговской сцене – экзамен повышенной сложности. Масштабности и силы для большого пространства пока не хватает. Слабые голоса усиливают микрофоны. А громадная территория осваивается в основном с помощью молодецких прыжков из кулисы в кулису и лихих танцев.

Испытания усугубляет скудное оформление Максима Обрезкова. Фонтанчик, беседка, несколько ступенек возле задника, пестрые полотнища, изредка спускающиеся с колосников – и все. Практически пустая сцена выглядит еще громаднее. Костюмы удались художнику лучше декораций. Наряды действующих лиц остроумно соединили очертания исторических платьев, силуэты причудливых творений современных кутюрье и любимые молодежью небрежные прикиды. Так щеголяет сердцеед Теодоро. Тем же модным тенденциям не чужда и сама Диана. Но костюмы ее незадачливых женихов – маркиза Рикардо и графа Федерико – выдержаны в строгих рамках историзма. Солидные сеньоры, изящно сыгранные вахтанговцами среднего поколения Александром Козновым и Александром Прудниковым, выглядят посторонними в этой молодежной истории. Зато забавные старички свои в доску. Дворецкий Отавьо и граф Лудовико практически не встречаются на сцене. Хотя строгий мажордом графини Дианы (Евгений Федоров) и граф (Александр Граве), трогательно поверивший в обретение сына Теодоро, вполне могли бы составить виртуозную клоунскую пару. Убеленные сединами корифеи, конечно же, во много раз превосходят студентов в актерском мастерстве, но не уступают им в непосредственности и азарте.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
Читайте также