Рыбе – смерть, русалке – жизнь

«Русалка» Дворжака в театре «Геликон-опера»

 

Не так уж часто в афишах московских театров появляются названия произведений периферийных оперных школ. Ничего пренебрежительного в термине «периферийный» не кроется. Просто именно так к концу XIX века легла карта европейской музыки, что основных оперных школ официально насчитывается всего лишь четыре: итальянская, французская, немецкая и русская. В конце XIX века европейские композиторы «не оперных» стран, тем не менее, писали оперы с огромным упорством, выполняя гражданский долг по созданию собственной национальной оперной школы по образцу Германии или Италии. На мировой рынок удалось выйти лишь единицам: поляку Монюшко с «Галкой», словаку Сметане с «Проданной невестой» и чеху Дворжаку с «Русалкой», последней из девяти (!) опер композитора.
Музыка этой оперы, которую во всем мире ставят довольно охотно, очень красива, лирична и наполнена истинно славянским печально-щемящим мелодизмом. Однако для ее постановки в России потребовалась дополнительная мотивация – театр «Геликон-опера» пригласили на фестиваль Андерсена в Данию. Дмитрий Бертман мог выбрать любое название – лишь бы на сюжет великого сказочника. Режиссер сразу ухватился именно за эту возможность – поставить «Русалку» так, как давно уже никто ее не ставил: вернув опере первоначальный облик романтической волшебной сказки.

Бертмановская «Русалка» – это дань популярному в наши дни жанру «фэнтази». Декорации Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного изображают самое что ни на есть волшебное побережье: морские камни, брызги воды, гигантские раковины, гроты. У Русалки (Светлана Создателева) – гигантский хвост, чешуйчатое искрящееся платье, светящиеся зеленоватые волосы. Лесовички – с крылышками, точь-в-точь как у виллисов из «Жизели». И только Баба Яга в исполнении Ксении Вязниковой – элегантная леди в черной шляпке – слегка выпадает из традиционного ряда.

Сюжет оперы не во всем совпадает со сказкой Андерсена. Хотя главная мысль – о самопожертвовании и смерти во имя любви – осталась. Но, конечно, это вовсе не вагнеровский интеллектуально-эзотерический Liebestod из «Тристана». Здесь все наивно-мистично: Русалка – нежить, дерзнувшая стать человеком, губит тем самым и своего возлюбленного Принца (Николай Дорожкин), и себя. Кстати, тема «очеловечивания» позже стала очень популярной в фантастике ХХ века. Правда, волшебных существ заменили кибернетические продукты человеческого интеллекта.

Бертман категорически не поддался соблазну удариться в этой постановке в психоанализ или современную фантастику, хотя подобное прочтение лежит на поверхности. Любовь Принца и Русалки – не плод больной психики, не «глюк» наркомана и даже не виртуальная реальность, изрыгнувшаяся из компьютерной игры. Это грустная история с несчастливым концом, над которой, по замыслу постановщиков, будут плакать целыми семьями: спектакль позиционируется как семейный. Однако ряд метафор, думается, детей изрядно озадачит. Например, эпизод, в котором Баба Яга превращает Русалку в девушку. Для этого она берет настоящую живую рыбу и колет ее настоящим острым ножом. Или сцена, в которой гости, к ужасу Русалки, поедают устрицы – практически родных сестер героини.

Некоторый диссонанс в общий стиль режиссерского решения вносит Чужеземная Княжна (Татьяна Куинджи) – деловитая девица с мобильным телефоном, которая по сюжету сказки должна противопоставить холодной нежности неживой Русалки пылкую страсть живой женщины. Но это не прочиталось: образ Княжны слишком эксцентричен, чтобы всерьез конкурировать с женственной, хотя и неопытной в любви нимфой. Эмоциональным центром спектакля стал Водяной – замечательная работа молодого баса Андрея Серова.

Финал – невероятно трогателен: под звуки печальной музыки оперная Русалка садится в позу знаменитой бронзовой Русалочки, сидящей на камне у берега моря в Копенгагене. И это – очень грустно.

NB. Спектакль идет на сцене старого театра Et Cetera на Новом Арбате, куда «Геликон-опера» переехал на время реконструкции и строительства своего собственного здания.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Пласидо Доминго продолжит сотрудничество с Большим театром

    Большой театр и компания IMG Artists договорились о дальнейшей программе выступлений знаменитого испанского оперного певца и дирижера Пласидо Доминго в Москве в 2021 году. Артист примет участие в спектаклях Большого театра, гала-концерте и мастер-классах. ...
  • В Театре Романа Виктюка состоится творческий вечер Дмитрия Бозина

    23 октября в 19. 00 впервые на сцене Дома Света пройдет творческий вечер ведущего артиста и режиссера театра заслуженного артиста России Дмитрия Бозина. Театр Романа Виктюка продолжает цикл творческих вечеров, начатый в прошлом году со встреч с Романом Виктюком, Камой Гинкасом и Михаилом Левитиным. ...
  • «Невозможное оказывается возможным»

    23 октября – ко дню рождения Щукинского института – состоится торжественное открытие нового учебного корпуса. Уникальное 4-х этажное здание построено, практически, за год, правда подготовительный период занял гораздо больше времени. ...
  • «Живые Мемории» посвятили новую серию 150-летию Бунина

    «Театрал» продолжает публиковать сериал «Живые Мемории», в основе которого лежат мемуары о России. Десять актеров читают в кадре воспоминания культурных и общественных деятелей, а сопровождает их видеоряд, созданный десятью ведущими художниками анимации. ...
Читайте также