Мимо улицы Кадырова

«История солдата» на «Платформе»: заглушая страх

 

«История солдата» идет в рамках проекта «Платформа» примерно с декабря, но только теперь она стала репертуарным спектаклем, который показывают регулярно. В первую очередь это говорит о кассовом успехе действительно интересного междисциплинарного проекта, в котором на равных выступают музыка, танцовщики, текст и драматическая актриса.
Не слишком внимательно читая афишу, поначалу можно думать, что идешь на современную версию исполнения «Истории солдата» Игоря Стравинского.  Но перед нами не сказка Стравинского по мотивам сказки Афанасьева с вальсами, танго и регтаймами. Композитор Алексей Сысоев написал жесткую, скрежещущую шумовую музыку, которую, учитывая акустику винзаводовского «Цеха Белого», не так легко выдержать из-за децибел исполнения и  эмоционального напряжения. Историю солдата, вернувшегося из Чечни, собрала в сценическую композицию по взятым интервью и документальным материалам драматург Екатерина Бондаренко.  Хтонь, экзистенцию и кривые траектории русско-чеченской войны в пространстве сцены чертят современные танцовщики Полина Пшиндина, Мария Колегова, Мария Заплечная, Роман Андрейкин, Стас Шмелин. Хореографию в модном стиле «гага» (к леди Гаге не имеет никакого отношения) сочинили хореографы Гай Вайцман и Рони Хавер из голландского дуэта «Club Guy and Roni». Стиль этот характерен сверхскоростной силовой акробатикой и требует от танцовщиков невероятной выносливости, как от солдат. Недаром впервые «гагу» стали практиковать в израильской компании современного танца «Бат-Шева» - ведь израильский современный танец славится своей эстетикой обороноспособности.

Рассказ солдата, вернувшегося с войны и не нашедшего себе места в гражданской жизни, ведется от лица актрисы театра имени Пушкина Виктории Исаковой. Исакова одета в изысканное черное платье с кринолином, она выглядит как молодая и красивая  оперная певица. Она жестко излагает жесткий текст. Иногда мужчина, одетый в камуфляж, сажает ее себе  на плечи, чтобы ассоциация с темой войны не исчезала. Создателями спектакля закладывалась игра, театральность – текст мужчины произносит женщина, которая внешне никак не ассоциируется с войной и болью. Но Виктория Исакова не доносит текст, не переживает его, лишь артикулирует.  Ее участие в «Истории солдата» превращает отстраненный перформанс, каким «История солдата» была бы без текста, в поверхностную прокламацию о привлечении внимания публики к проблеме адаптации участников боевых действий к гражданской  жизни.

Тут что хочется сказать. Что спектаклей о новейших войнах  на сценах российских театров действительно почти нет. Есть «Афган» в театре «Содружество актеров Таганки», есть пьеса «Чморик» Владимира Жеребцова, они идет в тульском драмтеатре, есть  «Мамочки» Владимира Зуева о матерях погибших в Чечне солдат, ее ставили студенты «Щуки» и новосибирский театр «Глобус». Наверняка найдется что-нибудь еще. В целом многочисленные конкурсы министерства обороны и театра Армии (ЦАТРА) на лучшую пьесу о новейших войнах не приводят к появлению  на сценах российских театров  спектаклей о том, что происходит с сегодняшним солдатом. И потому за нужную и бесценную работу с непаханым материалом огромное спасибо молодому драматургу Екатерине Бондаренко,  участвующей в разнообразных проектах «Театра.doc» и театре имени Йозефа Бойса. Но почему у нас женщины залезают в мужскую шкуру, где делать этого, может и не стоило, хотя ту же Исакову мужчина и носит в спектакле на руках?

Побывавшие на войне  мужчины -  драматург Владимир Зуев, или писатель Аркадий Бабченко, по чьим чеченским рассказам в театре «КНаМ» шел спектакль «Персональная война» - сами не  всегда понимают, что с ними происходит «после» в гражданской жизни, как жить и создавать семью, что думать и как поступать. Но от того, что они честны в своей растерянности,  логика их откровений не вызывает вопросов, как не вызывает вопросов логика ужаса, который испытывает женщина на войне, даже в статусе журналиста с диктофоном – достаточно прочесть собранные в книгу «За что»  репортажи погибшей  Анны Политковской. Бабченко, для того, чтобы хоть немного разобраться со своим ужасом, несколько лет издавал альманах Art of War. Майор Вячеслав Измайлов после многих лет помощи попавшим в чеченский плен солдат выпустил тоненький вербатим-путеводитель  переговорщика.  Немного по объему, головокружительно по фактам и отсутствию выводов. Выжить, чтобы попробовать подобрать слова и сказать другим, если ты там был. Как-то так.

Одним словом, девушки не вытянули тему. Осмелились – молодцы. Но пока не возникает подлинного  понимания в них, его не возникает в зрителях. Екатерина Бондаренко честно говорит: «Я, как и многие, знала о войне в Чечне поверхностно. Мои вербатим-доноры (бойцы «Альфа», напимер), люди, у которых я брала интервью для спектакля, заставили думать об этих событиях…  Самым удивительным для меня было практически единогласное мнение героев о том, что эта война нужна, прежде всего, России, что она сама разогревает ее. А многочисленные подрывы военных колонн, о которых мы то и дело слышим из СМИ, – это видимость какой-то бесконечной операции по защите Родины». На уровне таких открытий построен текст.

Однако все, что касается хореографии, по-настоящему вытягивает спектакль и, собственно, делает его спектаклем. Одетые в черное танцовщики с чулками на головах (это не балаклавы и ориентация в пространстве сохраняется) создают именно ту атмосферу, которая заставляет людей заниматься войной, думать о войне, изучать войну – завораживающего ужаса.  Изучение страха – тренд многих спектаклей «Платформы», но  «История солдата», нагоняя на зрителей ужас нестерпимыми звуками пилы и громчайших ударных, слава Богу, не рождает в зрителе того тихого, смертного ночного страха, который переживает побывавший в пекле  и который теперь  будет бороться с ним всю жизнь.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также