Мимо улицы Кадырова

«История солдата» на «Платформе»: заглушая страх

 
«История солдата» идет в рамках проекта «Платформа» примерно с декабря, но только теперь она стала репертуарным спектаклем, который показывают регулярно. В первую очередь это говорит о кассовом успехе действительно интересного междисциплинарного проекта, в котором на равных выступают музыка, танцовщики, текст и драматическая актриса.
Не слишком внимательно читая афишу, поначалу можно думать, что идешь на современную версию исполнения «Истории солдата» Игоря Стравинского.  Но перед нами не сказка Стравинского по мотивам сказки Афанасьева с вальсами, танго и регтаймами. Композитор Алексей Сысоев написал жесткую, скрежещущую шумовую музыку, которую, учитывая акустику винзаводовского «Цеха Белого», не так легко выдержать из-за децибел исполнения и  эмоционального напряжения. Историю солдата, вернувшегося из Чечни, собрала в сценическую композицию по взятым интервью и документальным материалам драматург Екатерина Бондаренко.  Хтонь, экзистенцию и кривые траектории русско-чеченской войны в пространстве сцены чертят современные танцовщики Полина Пшиндина, Мария Колегова, Мария Заплечная, Роман Андрейкин, Стас Шмелин. Хореографию в модном стиле «гага» (к леди Гаге не имеет никакого отношения) сочинили хореографы Гай Вайцман и Рони Хавер из голландского дуэта «Club Guy and Roni». Стиль этот характерен сверхскоростной силовой акробатикой и требует от танцовщиков невероятной выносливости, как от солдат. Недаром впервые «гагу» стали практиковать в израильской компании современного танца «Бат-Шева» - ведь израильский современный танец славится своей эстетикой обороноспособности.

Рассказ солдата, вернувшегося с войны и не нашедшего себе места в гражданской жизни, ведется от лица актрисы театра имени Пушкина Виктории Исаковой. Исакова одета в изысканное черное платье с кринолином, она выглядит как молодая и красивая  оперная певица. Она жестко излагает жесткий текст. Иногда мужчина, одетый в камуфляж, сажает ее себе  на плечи, чтобы ассоциация с темой войны не исчезала. Создателями спектакля закладывалась игра, театральность – текст мужчины произносит женщина, которая внешне никак не ассоциируется с войной и болью. Но Виктория Исакова не доносит текст, не переживает его, лишь артикулирует.  Ее участие в «Истории солдата» превращает отстраненный перформанс, каким «История солдата» была бы без текста, в поверхностную прокламацию о привлечении внимания публики к проблеме адаптации участников боевых действий к гражданской  жизни.

Тут что хочется сказать. Что спектаклей о новейших войнах  на сценах российских театров действительно почти нет. Есть «Афган» в театре «Содружество актеров Таганки», есть пьеса «Чморик» Владимира Жеребцова, они идет в тульском драмтеатре, есть  «Мамочки» Владимира Зуева о матерях погибших в Чечне солдат, ее ставили студенты «Щуки» и новосибирский театр «Глобус». Наверняка найдется что-нибудь еще. В целом многочисленные конкурсы министерства обороны и театра Армии (ЦАТРА) на лучшую пьесу о новейших войнах не приводят к появлению  на сценах российских театров  спектаклей о том, что происходит с сегодняшним солдатом. И потому за нужную и бесценную работу с непаханым материалом огромное спасибо молодому драматургу Екатерине Бондаренко,  участвующей в разнообразных проектах «Театра.doc» и театре имени Йозефа Бойса. Но почему у нас женщины залезают в мужскую шкуру, где делать этого, может и не стоило, хотя ту же Исакову мужчина и носит в спектакле на руках?

Побывавшие на войне  мужчины -  драматург Владимир Зуев, или писатель Аркадий Бабченко, по чьим чеченским рассказам в театре «КНаМ» шел спектакль «Персональная война» - сами не  всегда понимают, что с ними происходит «после» в гражданской жизни, как жить и создавать семью, что думать и как поступать. Но от того, что они честны в своей растерянности,  логика их откровений не вызывает вопросов, как не вызывает вопросов логика ужаса, который испытывает женщина на войне, даже в статусе журналиста с диктофоном – достаточно прочесть собранные в книгу «За что»  репортажи погибшей  Анны Политковской. Бабченко, для того, чтобы хоть немного разобраться со своим ужасом, несколько лет издавал альманах Art of War. Майор Вячеслав Измайлов после многих лет помощи попавшим в чеченский плен солдат выпустил тоненький вербатим-путеводитель  переговорщика.  Немного по объему, головокружительно по фактам и отсутствию выводов. Выжить, чтобы попробовать подобрать слова и сказать другим, если ты там был. Как-то так.

Одним словом, девушки не вытянули тему. Осмелились – молодцы. Но пока не возникает подлинного  понимания в них, его не возникает в зрителях. Екатерина Бондаренко честно говорит: «Я, как и многие, знала о войне в Чечне поверхностно. Мои вербатим-доноры (бойцы «Альфа», напимер), люди, у которых я брала интервью для спектакля, заставили думать об этих событиях…  Самым удивительным для меня было практически единогласное мнение героев о том, что эта война нужна, прежде всего, России, что она сама разогревает ее. А многочисленные подрывы военных колонн, о которых мы то и дело слышим из СМИ, – это видимость какой-то бесконечной операции по защите Родины». На уровне таких открытий построен текст.

Однако все, что касается хореографии, по-настоящему вытягивает спектакль и, собственно, делает его спектаклем. Одетые в черное танцовщики с чулками на головах (это не балаклавы и ориентация в пространстве сохраняется) создают именно ту атмосферу, которая заставляет людей заниматься войной, думать о войне, изучать войну – завораживающего ужаса.  Изучение страха – тренд многих спектаклей «Платформы», но  «История солдата», нагоняя на зрителей ужас нестерпимыми звуками пилы и громчайших ударных, слава Богу, не рождает в зрителе того тихого, смертного ночного страха, который переживает побывавший в пекле  и который теперь  будет бороться с ним всю жизнь.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сцена Театра Табакова на Чистых закрывается на реконструкцию

    Сегодня, 2 июля, в Театре Олега Табакова состоится 100-й спектакль «Мадонна с цветком», после чего историческая сцена на Чистых прудах закроется на реконструкцию. Не Табакерка – Подвал. Табаков назвал свой театр именно так. ...
  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также