Божественная комедия

Должна ли РПЦ отбирать у театров здания, если в них до революции находились религиозные учреждения?

 

Эпоха не до верия

За наши души грешные уже не одно столетие бьются два храма – церковь и театр. Бьются с переменным успехом, хотя у церкви и возможностей больше и победы масштабнее. Но еще в Х веке в Константинополе храм Софии местные жители называли театром, а на Руси святитель Димитрий Ростовский в свободное от проповедей время писал пьесы для театра Федора Волкова, который почитал храмом. От такой просветительской борьбы заблудшие души лишь выигрывали, виновато замирая и, вероятно, очищаясь. Но нынче иные времена и иные нравы. Церковь и театры увлечены борьбой за храмы. За спиной РПЦ маячит могучая тень государства, и поэтому все чаще выигрывает церковь. И все чаще проигрывают души.

Когда в небольшом поселке единственный клуб, в котором живет и играет местный театр, вдруг забирает РПЦ, то почему-то сразу понимаешь, что к вере это не имеет никакого отношения. Тут борьба за недвижимость, а не за души. Когда из студенческого театра церковь выгоняет на улицу и студентов, и театр, то это при всем желании просветительством не назовешь.

Закон о возвращении церкви земель и имущества, плох он или хорош, увы – но это закон. С ним приходится мириться. И он не вызывает сомнений, если бывший храм, давно превращенный в склад, мастерскую или полуразрушенный хлев, наконец закрывают на реставрацию, а затем в нем появляются иконы и звучит молебен. Но когда деловитые граждане в рясах выдавливают на улицу музей, выживают артистов или претендуют на санаторий для больных детей, построенный на землях давно забытого монастыря, то не понимаешь – как все это соотносится с призывами к нестяжательству, с врачеванием душ и с верой? Наблюдая за этой борьбой, чувствуешь как никогда – не до веры сейчас борцам. Не до верия. Иные ценности нынче в цене. И у тех – кто в рясе. И у тех – кто без.

Патриарх, словно позабыв о вечном, судится с соседом за свою покрытую пылью мебель, требуя миллионы за пыль. Не за веру судится, а за пыль, ценой в миллионы. Многих ли этот процесс приведет к вере?

Священники с азартом прокуроров жаждут тюремных сроков для юных заблудших душ, спевших не там, где надо, и не о тех, о ком можно. Как потом этим прокурорам убеждать нас, грешных, что надо возлюбить ближнего и простить заблудшего?

Многие столетия церковь и театр не питали друг к другу особой любви, но до войны между храмами как-то не доходило. Теперь, похоже, дошло. Деятели в рясах, словно поп-дивы, претендуют на сцены, поп-дивы без ряс претендуют на амвон. Мы живем в эпоху не до верия. И слова Высоцкого из песни, которая совсем о другом, как никогда точны: «Спасите наши души…»

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также