Рудольф Фурманов

"Станиславский прекрасно разбирался в финансовых вопросах"

 

Руководителя Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова России Рудольфа Фурманова можно назвать легендарной личностью. Основав в 1988 году первый негосударственный театр, он сумел сохранить интерес публики к нему, несмотря на большое количество театров в Северной столице, и занять среди них достойное место. О том, как он ощущает себя в культурном пространстве Петербурга, своем отношении к модным режиссерам, и главной проблеме негосударственных театров Рудольф Фурманов рассказал в интервью «Театралу».
- Что бы Вы посоветовали человеку, который решит открыть свой театр?
- Не открывать. Чтобы театр состоялся, он должен просуществовать не один год, доказав свою творческую состоятельность. Два-три, даже пять лет – для театра не срок. Держать предприятие – это испытание. Надо разбираться во многих вещах, а не только парить в творческих эмпиреях, надо знать всю экономическую структуру театра. Ерунда – я творец, и найму экономистов-менеджеров. Это хорошо. Но руководитель театра – даже если он стопроцентный художник – обязан разбираться в экономике театра, а не просто тупо полагаться на своих заместителей. Только так. Не все отличные режиссеры могут быть руководителями. Станиславский прекрасно разбирался в финансовых вопросах. Вы письма их читали – держателей частного Московского Художественного театра? Там 70 процентов про деньги. Не только что ставить будем и кого брать в труппу. А НА ЧТО будем держать театр, на какие деньги. ДАСТ ваш тезка Савва Морозов денег или не даст.

- Как Вы, создатель уникального театра, ощущаете себя в культурной среде Петербурга?
- Прекрасно. Я ленинградец, петербуржец. Это мой город. Но самое страшное  – это зависть. Это вообще омерзительное чувство, но в театральных кругах она просто чудовищна. Я вот никому никогда не завидовал. У меня нет такого органа. Даже такое нужное дело, как театральная реформа, в Петербурге рассматривается сегодня только через призму зависти и перспектив государственного финансирования. Мне могут сказать – а тебе-то что до государственного театра? Ты же негосударственный! Ерунда. Мы все связаны в одну цепь. И оттого, как вообще работает сегодня институт театра в России зависят все, кто театром профессионально занимаются.

Докатились до того, что подчиненные, а все служащие в гос.театрах – это подчиненные своему работодателю – Комитету или Департаменту по культуре – диктуют кто ими будет руководить,  критики не пишут о театре, а придумывают истории для скандалов, и в жанре тридцатых годов прошлого века – пишут письма «царям-батюшкам». Сам читал. Но если на этом зацикливаться – дела не сделать. Делай дело. И тебе помогут. Мне помогают мои друзья, которых уже нет на этом свете - Миронов, Папанов, Леонов. Это не я сказал. Это сказал Ромочка Виктюк, войдя в мой кабинет и увидев их портреты. Надо дело делать.

- Какие основные проблемы могут быть сегодня у негосударственного театра?
- Проблема в кадрах. Плохо работают. Сколько не плати. Гримеры, костюмеры распущены гостеатрами, где привыкли работать по три часа, прыгать на другую работу. Или вообще не выходить. А гостеатр исправно платит полную зарплату, закрывая глаза на эти по сути прогулы. Вот поэтому в  таких театрах по пять гримеров, работают они за средние деньги, успевают  всем перемыть косточки в цеху, попить кофейку, и еще бесплатно выдать актеру для халтуры парик, который числится на театре. Вот такой бардак. Но всех это устраивает. Зарплата капает. А у хозяина, который считает деньги, такого быть не может. И проблема организации, умения организовать структуру театра будет по-началу куда более важной, чем творческие проблемы. Это надо знать. Но это если мы говорим о ТЕАТРЕ, а не об одной постановке, которую можно катать по городам и весям.

- Весной питерский театральный мир потрясли предложения Комитета по культуре Петербурга о возможных реформах. Вы были членом комиссии комитета, которая озвучила  почти революционные предложения.  А как вы оказались в этой комиссии. Кто вас в нее пригласил? И как вы к ней вообще относитесь?

- Во-первых, не реформа. Какая реформа? Контракт на три года с руководителями театров, вместо их нынешнего пожизненного, и то, что хозяином театра должен быть худрук, а не директор? Так это и так должно быть. Это давно назревшая проблема. Вот только идея создания комиссии – этакого новгородского вече – абсолютно напрасная.  Профессиональные вопросы должны готовить эксперты, как любой закон, а не новгородское вече, где каждый со своим интересом и амбициями. Результат смешон и плачевен. Все члены комиссии  проголосовали за предложения тогдашнего председателя Комитета Дмитрия Месхиева, а выйдя за дверь и пораскинув мозгами, сразу стали от всего открещиваться. О чем вы говорите? О какой реформе можно советоваться с представителями государственных театров, которые как наказание Божье расценивают требование работодателя – Комитет по культуре -  составить репертуар на полгода вперед. Разве это нормально?  И разве в Москве, если бы глава Департамента по культуре, собирал бы комиссии и со всеми советовался, что-то могло измениться.

Я не люблю режиссуру Серебрянникова, но его приглашают на постановки лучшие театры России – МХТ Табакова и «Современник» Волчек. И Департамент Москвы принимает точное и жесткое решение, и главное, проводит его в жизнь. Меняются худруки театров имени Гоголя, имени Ермоловой, имени Станиславского, имени Маяковского. Во главе театров становятся перспективные художники – Карбаускас, Серебряников, Меньшиков. Да, правда, в Москве и скандалов тоже много, но скандалы-скандалами, а еще и действия есть. А у нас в культурной столице одни склоки и оскорбления друг друга.

К сожалению, опыт показывает, что чтобы делать дело, двигать его вперед, нельзя советоваться с коллективами  театров, собирать «новгородские вече». Они же все бюджетники, и дошли до того, что диктуют работодателям кого ставить во главе театров.

- Как человек, воспитанный в лучших  традициях советского театра, Вы всё понимаете в современном театре?
- Я вообще в театре ничего не понимаю. Современный театр – это не тот, где бегают голые по сцене, или ходят в современных костюмах. Мы в своих спектаклях развиваем самое уникальное явление театра - русский психологический театр, который мало кто умеет сегодня делать.

- Какие чувства вызывают у вас  современные постановки модных  режиссеров?
-  Серебренникова?  Туминаса? У нас разные группы крови. Разный взгляд на театр и его миссию. Они очень талантливы, но они издеваются над русской интеллигенцией в своих спектаклях. У Серебренникова много специальной фронды, для меня его выходки иногда – этакая «желтая кофта Маяковского», намеренный эпатаж. С той только поправкой, что он носит майку, на которой на гастролях в Петербурге было написано: «Питерцы, вы оху…и». Я этого не принимаю. Вот майка и запомнилась, а не спектакль. А Виктюка понимаю. И обожаю его спектакли.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также