Право собственного голоса

Герои Людмилы Улицкой вышли на сцену «Балтийского Дома»

 
Сценическую версию романа Людмилы Улицкой «Зеленый шатер» представил на сцене Театра-фестиваля «Балтийский Дом» Анджей Бубень. Эпиграфом к спектаклю могут стать строчки Александра Кушнера «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Реалии четырех послевоенных десятилетий воссозданы в форме разрозненных монологов, непроизвольно складывающихся в многоголосную партитуру, которая становится альтернативой газетным передовицам и обезличенному повествованию о государственных свершениях.

Роман Улицкой – о советских диссидентах, их жизни, любви  и смерти. Человеческие характеры показаны сквозь призму политических реалий, формирующих мысли и поступки ничуть не меньше, чем глубинные пласты подсознания. Школьные друзья Саня (Юрий Елагин), Миха (Дмитрий Гирев), Илья (Валерий Степанов); три девушки -  Алена (Алла Еминцева), Ольга (Ольга Белинская), Тамара (Наталья Парашкина) на наших глазах взрослеют, самоидентифицируются, осуществляют выбор, который в отсутствии свободы не так уж и велик, а подчас – иллюзорен. 
Режиссер намерено «разделяет» героев - каждый «прикреплен» к индивидуальной тележке, которая по ходу действия выкатывается на авансцену или задвигается вглубь подмостков. Тележки «очерчивают» личный ареал обитания, становятся продолжением человека. «Ареал» столь невелик, что становится символом и тесного советского жилища, и тотального порабощения личности.
Драматическое действие напоминает читку пьесы, герои сфокусированы на взаимодействии с залом больше, нежели чем друг на друге. В изображении социума, где словом «мы» забивалось слово «я» и главенствовало «по многочисленным просьбам трудящихся», волею режиссера, они вдруг обрели право собственного голоса. Личные рассказы о времени и о себе  несколько обрывочны: из памяти вырывается главное, определяющее, эмоции выражены не только интонационно, но и пластически. Тексты звучат повышено эмоционально, взахлеб, каждый,  словно пытаются  докричаться до ныне живущих и «доказать» свое материальное существование в этом мире. Вернее, в прошлом этого самого мира.
Звонкоголосость юности, витающая в воздухе надежда на обновление (точка отсчета в становлении персонажей – смерть Сталина) – сменяются разочарованием и усталостью. Тщетой. Политика ломает и тех, кто пытается ей противостоять и тех, кто намеренно дистанцируется. Все судьбы оказываются по-своему не реализованы.
В финале выстроенные в ряд после смерти своих обитателей повозки оборачиваются шатром – не вожделенным зеленым, а грубовато скроенным из полиэтилена. И никакого света в конце тоннеля: чернота, пустота и мрак.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • В «Практике» состоится премьера «Кровоизлияние в МОСХ»

    29 и 30 сентября в театре «Практика» состоится первая премьера сезона – «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.  Режиссер Юрий Печенежский, неоднократно отмеченный «Золотой Маской» и известный в провинции, поставил пьесу о том, как Никита Хрущев разогнал выставку «Новая реальность» к 30-летию МОСХа (Московского союза художников). ...
  • «Суть театра – актер»

    В Театральном институте имени Щукина с 25 по 27 сентября прошёл первый Всероссийский межвузовский конкурс студенческих педагогических работ имени А. Г. Бурова «Суть театра – актёр». Это одно из немногих мероприятий, в котором жюри оценивает не только выступления учеников театральных вузов, но и работу их педагогов. ...
  • Малый театр продолжает проект для молодежи «Диалог времен»

    В Малом театре продолжается творческая программа «Диалог времен». 14 октября студенты и школьники смогут встретиться с актерами и обсудить спектакль «Собачье сердце» по булгаковской повести. Проект «Диалог времен» запустился в прошлом сезоне. ...
  • «Ингосстрах» и Большой театр запустят Программу для хореографов

    erid:2VtzqxjyxPU Для успешной реализации творческих проектов хореографу необходимо владеть искусством пластического сочинительства, композиции, уметь чувствовать артиста и добиваться точного воплощения задуманного образа. ...
Читайте также