Таланты и начальники
«К нам едет режиссер», – воскликнули в очередном театральном коллективе, и за кулисами начались брожения: быть с ним или не быть? А дальше все как всегда – письма протеста, возмущения заслуженных, голодовка неизвестных… Либо – теплый прием, осторожные притирки, восторженные отклики… В последние времена подобные «мыльные оперы» не давали и не дают скучать ни театральным критикам, ни солидным изданиям, ни желтой прессе. Складывается впечатление, что усилиями чиновников, с одной стороны, и театральных коллективов, с другой – мы уверенно ступили в эпоху вялотекущих скандалов. И затяжного противостояния. Но оглянешься назад, вспомнишь былое – и приходят думы, что так было всегда. Или почти всегда.Многие десятилетия руководителей театров у нас решительно назначало партийное начальство. И так же решительно снимало. Критерии оценок всегда были загадочны, но почти никогда речь не шла о таланте. Затем про партийных чинов с легкостью позабыли и режиссеров стали приглашать, но и тут с критериями не определились. Теперь настали времена, когда в одних театрах назначают, в других выбирают, а третьи и вовсе создаются авторски… Однако критериев по-прежнему нет. И снова возникают театральные бунты. Либо – «мыльные оперы». Последние события тому пример. Артисты волнуются. Журналисты пишут. Чиновники оправдываются. Все заняты. И только зритель стоит в сторонке и гадает, ходить ему теперь в этот театр или нет.
Хотят ли участники конфликтов, нет ли – но последнее слово останется как раз за этим, стоящим в сторонке. Пройдет совсем немного времени, и зритель выразит свое отношение к результатам перемен: он либо пойдет в обновленный театр, либо забудет к нему дорогу. Как минимум – до следующих перемен.
Эта оценка «ногами», возможно, лишь один из критериев, о котором не следует забывать ни начальникам, ни талантам. Хотя и идти только на поводу у публики – тоже опасная крайность. Дореформируем театр до «Аншлага». Много смеха – и ничего.
Поэтому вся надежда на диалог власти и культуры. Чиновника и театра. Начальника и таланта. Если услышат друг друга, если найдут «консенсус», то, глядишь, выиграет и театр, и зритель. Правда, не следует забывать, что у нас уже однажды всеобщие поиски консенсуса закончились потерей страны.