На публикацию «Убитый и забытый Мейерхольд» (см. «Театрал» №4, 2012 г.), посвященную памяти Всеволода Мейерхольда, откликнулся профессор, зав. кафедрой истории зарубежного театра ГИТИСа Алексей Бартошевич. Напомним, «Театрал» предлагает увековечить память великого режиссера, который погребен в общей могиле №1 на Донском кладбище.
– Я согласен с тем, что памятник Мейерхольду и всем репрессированным деятелям искусства нужен. Это должен быть мощный монумент. Но, к сожалению, его возвести довольно сложно, ведь надо поменять слишком много и в социальной системе, и в государственном строе.
А для того, чтобы и впредь традиции сохранялись, нужно поменять сознание российского населения, что абсолютно невозможно. Ведь в сущности, эти традиции, эта культура, по моему глубокому убеждению, большинству людей совершенно безразличны. Можно открывать мемориальные квартиры великих деятелей искусства, но другой вопрос – кто будет их посещать? Сколько людей за последние двадцать лет побывали в мемориальной квартире Немировича-Данченко? А в музее-квартире Вахтангова? Кто-нибудь об этой квартире последние тридцать лет слышал? Я в этом сомневаюсь. Хотя должен заметить, что и на Западе к культурному наследию, к традициям относятся не многим лучше, чем у нас. Казалось бы, люди должны вспоминать о великом театральном прошлом именно в те времена, когда театральное настоящее тускнеет. Но вопреки логике в нашей стране это не происходит.
Я убежден, что на могиле Мейерхольда в обязательном порядке должен появиться большой монумент. И я с надеждой отношусь к чиновникам, которые сейчас в Москве управляют культурой. Думаю, они смогут что-то предпринять.
А что думаете вы?
Присылайте свои письма на teatral@newnews.ru
А для того, чтобы и впредь традиции сохранялись, нужно поменять сознание российского населения, что абсолютно невозможно. Ведь в сущности, эти традиции, эта культура, по моему глубокому убеждению, большинству людей совершенно безразличны. Можно открывать мемориальные квартиры великих деятелей искусства, но другой вопрос – кто будет их посещать? Сколько людей за последние двадцать лет побывали в мемориальной квартире Немировича-Данченко? А в музее-квартире Вахтангова? Кто-нибудь об этой квартире последние тридцать лет слышал? Я в этом сомневаюсь. Хотя должен заметить, что и на Западе к культурному наследию, к традициям относятся не многим лучше, чем у нас. Казалось бы, люди должны вспоминать о великом театральном прошлом именно в те времена, когда театральное настоящее тускнеет. Но вопреки логике в нашей стране это не происходит.
Я убежден, что на могиле Мейерхольда в обязательном порядке должен появиться большой монумент. И я с надеждой отношусь к чиновникам, которые сейчас в Москве управляют культурой. Думаю, они смогут что-то предпринять.
А что думаете вы?
Присылайте свои письма на teatral@newnews.ru