Выбери свою звезду

Продолжается голосование за лучшие театральные работы минувшего сезона

 
На сайте журнала (teatral-online.ru) проходит голосование, по итогам которого определятся лауреаты премии «Звезда Театрала-2012». Каждый победитель получит награду – фарфоровую статуэтку дизайнера Фабрицио Сманиа от старинной чешской мануфактуры Rudolf Kamph. Представляем претендентов очередных номинаций.
Лучшая женская роль

Марина Неелова. Шарлотта. «Осенняя соната». «Современник»

Марина Неелова играет Шарлотту легкомысленной, очаровательной и грешной – чуть шаржированный образ прекрасной эгоистки, красивой и успешной женщины, привыкшей, что она объект всеобщего обожания. Она скупа и хвастлива, черства и толстокожа. Походя ранит окружающих, даже не замечая своей бестактности. Актриса делает это с блеском, но вдруг в момент кульминации открывает публике совершенно другую Шарлотту – страдающую, ранимую, несчастную. Весь ее бравурный эгоизм – это всего лишь защитная оболочка. И ночное объяснение с дочерью срывает эту ставшую ненужной маску, обнажая несчастную испуганную душу, которая жаждет любви и не умеет любить.

Ирина Пегова. Негина. «Таланты и поклонники». Театр Маяковского

Начинающая актриса Негина в исполнении Ирины Пеговой – прелестная простушка, которая столкнулась лицом к лицу с роскошью театра. Она самозабвенно вслушивается в слова своего сурового жениха Мелузова о чистоте трудовой жизни, а потом истово вздыхает о чудесных лошадях, на которых подкатила к ее убогой квартирке сотоварка по театру. И если прежде Негину играли как артистку, которая сопротивляется «буржуазной роскоши», то Ирина Пегова построила свою роль иначе. В глубине души она мечтает стать богатой, модной и успешной… И потому так заметно звучат в ее устах фразы о дорогом букете роз или о полученной в подарок шали. Поэтому когда Негина получает предложение от богатого помещика, Ирина Пегова не делает из своей героини жертву, а наоборот – она сознательно продается и переступает через былые ценности.

Галина Коновалова. Бывшая артистка Императорских театров. «Пристань». Театр Вахтангова

Для спектакля, состоящего из серии мини-сюжетов, Галина Коновалова выбрала рассказ Бунина «Благосклонное участие». И с состраданием, пониманием и безжалостным сарказмом сыграла историю о бывшей артистке Императорских театров, которой подарен шанс на склоне лет еще раз выйти к публике. Умирая от страха и мнительности, артистка вспоминает и репетирует весь свой репертуар. Галина Коновалова, отметившая, кстати, в прошлом году свое 95-летие, играет эту роль невероятно феерично – с убийственным шармом и такой смелой самоиронией, что, кажется, воплотила в этой работе то лучшее, чем славится вахтанговская школа актерской игры.

Евгения Симонова. Наталья Петровна Ислаева. «Месяц в деревне». Театр Маяковского

Ислаева и ее воспитанница Вера влюблены в студента Беляева. И при ином режиссерском раскладе пьесу нетрудно превратить в мексиканский сериал: сюжетные линии накладываются одна на другую. Ислаева замужем, но к ней сватается красавец Ракитин. Верочка «еще дитя», но ее руки просит старый сосед Большинцов. Кроме того, студент, в которого влюблены героини, не отвечает им взаимностью. Он влюблен в другую. Ислаева в исполнении Евгении Симоновой предстает то хищницей, играющей со своими жертвами в «кошки-мышки», то неопытной девушкой, не умеющей скрыть своих чувств. Она намеренно оставляет нерешенным вопрос, кто ее героиня – интриганка или скучающая провинциальная барынька. Однако Симонова подходит к этой проблеме так рафинированно, что, кажется, отразила в своей роли трагедию влюбчивой женской души.

Любовь Толкалина. Она. «Любовь в двух действиях». Театр «Модернъ»

Работу в этом спектакле Любовь Толкалина воспринимает как начало перемен в своей актерской судьбе, поскольку для нее это первая главная роль в театральной постановке. Героиня Толкалиной выходит к зрителям, находясь за гранью нервного срыва (муж изменяет с любовницей). Казалось бы, жизнь кончилась. Однако Она находит в себе силы изменить положение, становясь просветленной, любящей своего мужа и готовая полюбить даже его возлюбленную. Парадокс? Однако Любовь Толкалина так не считает. «Если ты по-настоящему, искренне любишь человека, то должна понимать, что любить – значит делать то, что хочется ему, а не то, что хочется тебе». В этих словах – ключ к сыгранной роли. Ее героиня, искренне верящая в силу любви, доказала мужу, что его измены и желание полностью поменять жизнь не влияют на ее любовь. Можно быть счастливой в своем одиночестве.

«Лучший режиссер»

Римас Туминас. «Пристань». Театр им. Вахтангова

«Пристань» построена по законам не спектакля, а концерта, где можно менять порядок номеров, можно отказаться от того или иного фрагмента. Концерта, где номера отнюдь не равноценны и жемчужины вполне спокойно соседствуют с галькой. Сама программка спектакля оформлена как набор открыток, который легко тасовать в любом произвольном порядке. И это также подчеркивает тональность юбилейного спектакля, задуманного Римасом Туминасом отнюдь не как режиссерское высказывание, а как парад старейшин вахтанговской сцены, где каждый номер – подарок и объяснение в любви. Туминас тщательно строит появление и уходы первых сюжетов, когда сливаются аплодисменты участников сцены и зрительного зала.

Кирилл Серебренников. «Зойкина квартира». МХТ имени Чехова

В пьесе из времен нэпа Кирилл Серебренников усмотрел множество общих черт с нашими днями и решил эту мысль проиллюстрировать. В итоге получился спектакль (как не поверить в булгаковскую мистику?) вроде бы и о 1920-х годах, но в них так много черт, знакомых сегодня каждому россиянину. Например, герой Михаила Трухина – Аметистов с невозмутимым лицом сбрасывает с себя отрепья, свидетельствующие о долгом путешествии, и на каждом лацкане новая ленточка – белая, оранжевая, полосатая, пока не оказывается в майке с до боли знакомым портретом. Не зря он еще в 1926 году выжил, приторговывая портретами вождей. Или, например, граф Обольянинов (Федор Лавров) жалуется на власть, которая «создала такие условия, что порядочному человеку существовать невозможно». Кирилл Серебренников нарочно играет в «узнавания», подчеркивая тем самым, что сейчас на дворе такие же переходные времена, как и при нэпе.

Миндаугас Карбаускис. «Таланты и поклонники». Театр им. Маяковского

Первую постановку Миндаугаса Карбаускиса на сцене Маяковки ждали с волнением большим, чем просто предпремьерное. На кону стоял не только успех одной работы, но и судьба театра и судьба режиссера, ставшего его руководителем. Выбор пьесы озадачивал, раньше Островского Карбаускис не ставил. Некоторая мрачность и тяжесть, присущие постановкам молодого мастера, казалось, мало сочетаются с лукавой и яркой комедийностью «Талантов и поклонников». Однако опасения не сбылись. Между залом и сценой быстро возникает вольтова дуга понимания, когда каждая реплика, реприза, подробность не пропадают незамеченными, а находят мгновенный отклик. Россыпь сцен-реприз скреплена общей задачей и мыслью. В тему талантов и поклонников, предложенную драматургом самим названием пьесы, режиссер вплетает более широкую тему компромисса с жизнью.

Николай Рощин. «Ворон». Театр «А.Р.Т.О.»

Режиссер заявляет, что пытается открыть загадочный текст Карло Гоцци средствами «театра умалишенных», то есть некоего специфического театра абсурда и парадокса. На маленькой площадке сцены минимум красок, все выдержано в серо-черной гамме. Минимум сценографии (ее автор тоже Рощин), лишь кресла на колесиках и некое подобие каталок. А глубина пространства отсекается стеной-решеткой, напоминающей, впрочем, вовсе не больничные ограждения, а скорее японские домашние перегородки. Да и сама пластика актеров то и дело намекает на приемы восточного театра. В спектакле, разумеется, и не пахнет психологической школой переживания. Здесь все преувеличенно-сдержанно либо преувеличенно-темпераментно. Здесь могут себе позволить такую невообразимую степень трагического экстаза, когда надо поведать о чем-то ужасном, что уже и не страшно, а скорее смешно. Или, напротив, заявляют маниакальную зацикленность на выполнении неких механических действий, и это тоже вызывает смех.

Константин Богомолов. «Год, когда я не родился». Театр п/р Табакова

Спектакль поставлен по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», действие которой происходит в 1978 году. Драматург тогда чутко уловил затхлую атмосферу начавшегося застоя, фальшь двойных стандартов, к которой приспособились родители, обретшие кое-какое материальное благополучие, и в которой задыхаются их дети. Обратная сторона советского величия проецируется на одну, отдельно взятую советскую семью черно-белым экраном, разделенным на сектора. Камеры слежения установлены во всех комнатах и даже в туалете. И параллельно с действием, происходящим на сцене, мы из зала наблюдаем за тайной жизнью героев с помощью гэбэшных спецсредств. Это беззвучное серое кино очень точно передает стилистику семидесятых – с модой на многосерийные телеспектакли и привычкой к коллективным телепросмотрам. Именно в этом спектакле впервые на нашей сцене возникает опасная тема преемственности поколений: никто еще с такой убийственной прямотой не выстраивал в нашем сознании мостик между вчера и сегодня.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также