Игра в слова

На мировых сценах лидирует жанр, давно объявленный умершим

 
В Европе завершился летний фестивальный сезон, и театралы уже предвкушают начало осеннего. Любопытно, что если в прошлом году фестивальные подмостки буквально ломились от танцевального жанра (см. «Театрал» №9 2011 г.), то этим летом главными хитами программы стали спектакли «разговорного жанра», который театральные теоретики уже лет 10 назад объявляли покойником.
Джентльмены предпочитают разговоры

Кристоф Оноре, известный французский кинорежиссер, показал в Авиньоне четырехчасовой спектакль по собственной пьесе «Новый роман», посвященный французским литературным шестидесятникам. В предпремьерных интервью Оноре рассказывал, что вначале он роздал роли и предложил актерам почитать произведения своих героев. Потом актеры импровизировали по прочитанному, а режиссер записывал их текст; потом он «прослоил» актерские импровизации выдержками из воспоминаний и дневников писателей, цитатами из их прозы. Действующие лица спорят о путях развития литературы, обсуждают писателей-предшественников и современников: кого-то скидывают с корабля актуального искусства, кого-то, напротив, вытаскивают из забвения. На мониторах транслируются речи персонажей, произносящих свои тексты непосредственно в камеру, документальные кадры с их прототипами, куски из фильмов.

Молодые актеры вовсе не пытаются притвориться героями, но изо всех сил стремятся вовлечь зрительный зал в литературный диспут. И, надо сказать, зрители с удовольствием включаются (представьте русский зал, который будет четыре часа слушать споры русских писателей-деревенщиков и «горожан»)... Самым живым и театральным моментом этого очень познавательного и утомительного зрелища стал небольшой костер из книг, куда неистовые ревнители «нового романа» то и дело подкидывали произведения авторов, признанных устарелыми...

Новый enfant terrible немецкого театра – Николас Штеман показал в Авиньоне спектакль по «Контракту коммерсантов» Эльфриды Елинек, поставленный в гамбургском театре «Талия». Основная задача постановщика – не дать пропасть ни одному авторскому слову, уморительно смешно и точно описывающему состояние экономики сегодняшней Европы. Пародии на телерекламы об удачном вложении средств в тот или иной банк сменялись уморительными сценками из жизни «реальных вкладчиков», подсчитывающих мифические проценты барышей, пока из-под них буквально выдергивают диван, стулья, ковер – в уплату банковской задолженности.

Дамы увлеклись лекциями

Главным тяжеловесом разговорного жанра в Авиньоне стала англичанка Кэти Митчелл, показавшая в Авиньоне две свои работы – кельнский спектакль «Кольца Сатурна» по роману Зебальда и спектакль-лекцию «10 миллиардов», поставленный в лондонском театре «Ройял-корт».

«Кольца Сатурна» при желании можно рассматривать как великолепное пособие по созданию аудиокниги. На заднем плане, за белыми дверями, практически невидимый зрителям, умирает главный герой. На трех экранах над сценой транслируется видеоряд, оживляющий предсмертные воспоминания: вот морской берег Саффолка, а вот военное детство в фашистской Германии... Вот осенний лес, а вот комната в бедном доме... Хорошо поставленные голоса монотонно, как и положено в аудиокниге, читают роман Зебальда. А на переднем плане группа тренированных актеров аккуратно воспроизводит все шумы природы: шуршащая бумажка изображает рокот волн, актеры имитируют крики чаек, шуршание листвы, звук хлопнувшей ставни, открываемой банки и т.д. Изобразительный ряд спектакля настолько полно подчинен звучащему слову, что следующим логичным шагом должен был стать театр одной «говорящей головы».

Этот шаг Кэти Митчелл делает в «10 миллиардах». В течение часа с небольшим зрительному залу предлагается прослушать лекцию о том, чем грозит перенаселение Земли. Известный английский ученый Стивен Эммот, опираясь на костыли, читает аудитории прекрасный и очень убедительный научно-популярный доклад, сопровождая его демонстрацией чертежей, графиков и прочим материалом, которым обычно иллюстрируются лекции.

Найти 10 отличий от лекций, которые читаются, скажем, у нас лекторами общества «Знание», было бы практически невозможно. Но сама Кети Митчелл убеждена, что просветительская миссия в театре – вещь едва ли не главная.

Любопытно, что «просветительство» в театре в нашей отдельно взятой России считается уделом исключительно театральных обскурантов, и я сомневаюсь, хватит ли всего авторитета Кети Митчелл (до сих пор числившейся режиссером-новатором и прогрессистом), чтобы хотя бы отчасти реабилитировать театр, несущий зрителям просветительское слово?
Когда: 10 Октября


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также