Своим путем

 
– Моя мама, по сути, – духовный диссидент, нонконформист, неприем-лющий лжи. Это сейчас гораздо реже встречается в людях, чем умение исполнять хитрые 15-этажные финты. Конечно, она за это платит сполна болью, но быть живым всегда больно, – говорит Юрий ЛОБИКОВ, музыкальный руководитель «Седьмой Cтудии» Кирилла Серебренникова. – И, конечно, благодаря маме в моей жизни появилась музыка…
Родители приезжали среди недели

– Музыка в моей жизни появилась с двух сторон из двух возможных: и по маминой линии – от дедушки Юрия Визбора и бабушки Ады Якушевой, и по папиной – от прадедушки, руководителя ансамбля самых разных инструментов, которые часто он сам и мастерил. Кстати, год назад в МХТ ко мне подошел сотрудник театра и спросил: «Вы Лобиков?» Оказывается, когда-то давно на сцене МХАТа каким-то образом выступал Владимир Николаевич Лобиков, тот самый прадед. Вот такой я получил привет. Но все же наш разговор о маме…

Поскольку я родился в семье известного на всю страну барда, это во многом предопределило мой путь. От папы я узнал, что такое Deep Purple и Led Zeppelin, от мамы – Стиви Уандера (которого очень любил дед Визбор) и Майкла Джексона. Последний – важная для меня фигура: еще в бессознательном детстве я пытался ему танцевально и голосово подражать, держа в руках маленькую гитару без струн.

Родители много работали, и я проводил время в детском саду-пятидневке от маминой работы на «Радио России». Воспоминания – самые светлые. Когда родители приезжали среди недели, мама привозила мне какой-нибудь напевчик. Помню, однажды она привезла Can Touch This рэпера MC Hummer – это надолго стало моим внутренним детсадовским хитом. Так что музыкальное наполнение, музыкальный контекст детства связаны с мамой, а папа помогал в техническом плане. Например, 14 лет назад он купил синтезатор, на котором мы недавно отыграли на Пушкинской площади «Левый концерт» в рамках Дня города. На таком же синтезаторе играл когда-то Scooter, то есть это крутой антиквариат – Roland XP.

Маме нравится

Кирилл Серебренников


– Благодаря папе в доме появилось и пианино. Мама не заставляла меня, не усаживала за инструмент, а на занятиях с учителями я в основном тупо «слизывал с руки», не читая нот – это изрядно их раздражало. Та же история повторилась с гитарой. В общем, КПД я выдавал неважнецкий. Но когда все учителя от меня отказались, я начал вдруг петь в школьных походах у костров. Пел то, что нравилось мне самому, но бардовскую песню не трогал – упорно не верил в то, что современных людей могут интересовать эти песни. А сейчас радуюсь и удивляюсь, когда мои плюс-минус-ровесники знают и любят какие-нибудь такие «костровые» песни.

Постепенно от походов я перебрался к маме в аккомпаниаторы: в 1980-х она выступала с Адой Якушевой, своей мамой. Варя, моя сестра, тоже потихоньку в этом участвовала. И идея поступать в театральный возникла у меня именно после какого-то загородного концерта. Родителям я об этом не сказал.

Зато Варя должна была узнать одной из первых, поскольку была там уже магистранткой и членом приемной комиссии. И несмотря на родственные связи, на которые я, грешным делом, надеялся, дальше третьего тура меня не пустили.

А потом вдруг появился шанс стать студентом у Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. И когда мама об этом узнала, она единственная из семьи поддержала меня: «Такой режиссер, такой шанс!»

Она у меня заядлая театралка, видела все спектакли «Седьмой студии», и во многих других театрах бывает. Ее мнение справедливо и аргументировано, но она всегда с радостью относится к результатам творчества, она антикритик от природы. Поэтому понять, что именно ей не понравилось, очень тяжело.

Но если я что-то делаю, то, как правило, сначала показываю это маме – она всегда рядом и у нее стабильный живой интерес к моему творчеству. Так что мама, получается, мой number one цензор и number one fan.

Бабушка позвонила в эфир

Она уже много лет работает на «Радио России», ведет две передачи – «Шуршалочка» и «Воскресенье в Москве». «Шуршалочка» - это ответы на письма со всей страны, а на «Воскресенье в Москве» к ней приходят разные гости. Однажды (о, ужас!) была программа со мной и Варей. Еще бабушка позвонила в эфир – вот было позорище! Своячок. Разве что мантра «один раз не контрабас» нас извиняет.

Бывают люди, имеющие способность периодически притворяться стеной. Выглядит это отвратительно, надо сказать. Мама никогда этого не делала, она всегда готова к разговору. «Люди-cтены» – это страшная вещь и, мне кажется, одна из бед века: человек от неспособности продолжать диалог просто надевает маску I’m cool и перестает быть живым в полном смысле слова, он как будто изнутри наполняется каким-то пенобетоном, раздувается и застывает. А у мамы просто нет железы, которая выделяет этот пенобетон. Надеюсь, в этом плане я буду похож на нее.

Если бы не она, музыкантом я бы не стал. Ведь папа видел меня исключительно как «серьезного человека», и таким образом я чуть было не попал в Финансовую академию. В последнее время он вроде смирился, что сын избрал путь музыки как «серьезный», а мама всегда придерживалась философии не мешать мне развиваться. Она как русло реки – направляла поток туда, куда его потянут силы природы. Даже мои первые неуклюжие песенки она одобряла и искренне принимала. А совсем недавно в конце августа у меня был первый концерт – я сколотил за пару-тройку дней группу YOURALOBIKOV к нашему ежегодному театрально-студенческому фестивалю «Среда Обитания» и спел пять своих песен (это для меня астрономически много) – танцпартер вроде никуда не разбежался, иногда даже подпевали.

Меня знают как Визбора-младшего

Со временем мама стала чем-то неуловимо походить на своего отца, но она никогда не транслировала культ Юрия Визбора. Культ ей не нужен: ее отец и так всегда с ней. И со мной. И другая фамилия этому не помеха – просто в нашей части света детям принято давать фамилию отца. Сестра Варя к совершеннолетию стала Визбор – это ее дело, мне это не нужно. Но тем не менее в некоторых кругах меня знают исключительно как Юру Визбора-младшего. Началось это в 1996 году c вечера памяти Юрия Визбора в ГЦКЗ «Россия». Восьмилетний, я символично cпел песню деда «Я когда-то состарюсь», прямо на сцене мне торжественно вручили новую гитару – после таких вещей уже трудно доказать людям, что у тебя другая фамилия.

После этого в ближайшем выпуске «Комсомольской правды» в рубрике «Люди, которые наc удивили» рядом с заметками про Александра Лукашенко и Виктора Онопко поместили и мою фотографию. Я после непродолжительного раздумья подошел к маме и спросил: «А сколько людей было в зале?» Мама сказала, тысяч шесть. «А какой тираж у газеты?» - не отставал я. Ответ был - миллионы. И тогда я в полной мере раскрыл свои амбиции: «Мам, а я ведь такой же популярный, как Майкл Джексон?» Вот такой вопрос меня занимал в детстве. Теперь я понимаю, что известность – это побочный продукт. Помню фразу деда, которую мне передала последняя его жена и моя крестная, Нина Филимоновна: «Вершина славы – пустыня Гоби». Важна не известность, а то, своим ли путем ты идешь. И за свое нынешнее музыкальное местонахождение на этом пути я благодарен композитору Александру Платоновичу Маноцкову. Я бы назвал то, чем он занимался с нашим курсом в Школе-студии, музыкальной философией. До этого опыта я шел в музыке абсолютно на ощупь. Он открыл мне глаза – теперь я хотя бы понимаю, что передо мной бездна интересного. Без знаний и умений, данных Маноцковым, на оперу «Охота на Снарка» я бы точно не отважился. Кстати, после ее премьеры мама перечислила мне почти все мои детские мотивчики, которые я там использовал. Так что мама сквозь время продолжает не мешать и поддерживать – это прекрасно.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также