Никто до сих пор не знает, почему в честь блестящего французского артиста, который на сцене «Комеди Франсез» непревзойденно играл Фигаро и Сирано де Бержерака, назвали не шампанское и не торт, а рецепт камбалы.
Казалось бы, очевидный ответ напрашивается сам собой. Коклен – сын кулинара из приморского городка Булонь-сюр-Мер. После спектаклей он любил красиво угостить друзей, и в числе блюд был рецепт камбалы, окруженной картофелем с аппетитной корочкой. Однако рецептов он не изобретал. Камбалу в честь Коклена назвал другой человек – восторженный театрал и замечательный кулинар Огюст Эскофье.
Но почему именно камбалу?
Видимо, разгадка кроется не столько в самой рыбе, сколько в искусном соусе, состоящем из множества ингредиентов. И вкус этого соуса столь же загадочен, ярок и неповторим, как и игра Коклена.
Впрочем, правильнее было бы написать – Кокленов, поскольку каждый представитель этой актерской династии оставил на сцене яркий след. Так что в конце XIX века поклонницы спорили, кому именно посвятили рецепт. И ведь было из-за чего спорить!
Самый знаменитый – Бенуа-Констан Коклен составил славу «Комеди Франсез». «Дерзкий взгляд, необычайно выразительное и подвижное лицо, восхитительный голос, пыл молодости, ум и страстная любовь к искусству» – вот один из газетных откликов.
Оноре Коклен, уступая старшему брату в исполнении классических ролей, прославился в разговорном жанре, им разработанном и быстро вошедшим в моду. Сегодня мы бы назвали это эстрадными миниатюрами. Неспроста Оноре участвовал в юмористических журналах под псевдонимом Перевертыш, а позднее издал под этим именем и юмористическую книжку.
И наконец, Жан Коклен дебютировал в «Комеди Франсез» в 1890 году, когда отец его и дядя были уже маститыми и знаменитыми актерами и пайщиками театра. Но он не уступал им в живости и таланте.
Традиционно время от времени в театре устраивались представления мольеровских пьес с участием сразу трех Кокленов, которые неистощимой своей веселостью и необыкновенным сходством придавали классическим фарсам комизм.
Конечно, французская кухня никогда и не пополнилась бы столь замечательным блюдом, если бы старший Коклен не был кумиром Парижа. И прежде всего он связан со знаменитой пьесой «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Посвящение драматурга гласит: «Я хотел посвятить эту пьесу памяти Сирано. Но душа его переселилась в вас, Коклен, поэтому посвящаю мою пьесу вам».
И эти слова не были пустым комплиментом. Великий француз Констан Коклен сыграл Сирано в преклонном для артиста возрасте – ему было 56 лет. Но по всеобщему мнению, это была его самая великая роль. Видевший его на сцене Анатолий Васильевич Луначарский восторженно писал: «У Коклена Сирано прежде всего гасконский бретер, богема, с острой шпагой, с острым умом. Коренастая фигура, заносчивая посадка головы, вздернутый вверх знаменитый нос трубой, хулиганство в движениях, находчивость Гавроша в речи». Самое забавное, что пожилой актер напомнил Луначарскому мальчишку Гавроша – настолько он был легок и стремителен.
И хотя внешность Коклена была вовсе не артистической – небольшого роста, коротконогий, с маловыразительным лицом и коренастой фигурой, на сцене он становился вдруг настоящим героем. Обаяние, чрезвычайная живость, заразительная игра его были так волшебны, что зрителям и даже профессиональным критикам он казался необыкновенным красавцем. И было что-то общее с рецептом кулинарного блюда, ведь он умел плыть против течения.
Но почему именно камбалу?
Дерзкий взгляд
Видимо, разгадка кроется не столько в самой рыбе, сколько в искусном соусе, состоящем из множества ингредиентов. И вкус этого соуса столь же загадочен, ярок и неповторим, как и игра Коклена.
Впрочем, правильнее было бы написать – Кокленов, поскольку каждый представитель этой актерской династии оставил на сцене яркий след. Так что в конце XIX века поклонницы спорили, кому именно посвятили рецепт. И ведь было из-за чего спорить!
Самый знаменитый – Бенуа-Констан Коклен составил славу «Комеди Франсез». «Дерзкий взгляд, необычайно выразительное и подвижное лицо, восхитительный голос, пыл молодости, ум и страстная любовь к искусству» – вот один из газетных откликов.
Оноре Коклен, уступая старшему брату в исполнении классических ролей, прославился в разговорном жанре, им разработанном и быстро вошедшим в моду. Сегодня мы бы назвали это эстрадными миниатюрами. Неспроста Оноре участвовал в юмористических журналах под псевдонимом Перевертыш, а позднее издал под этим именем и юмористическую книжку.
И наконец, Жан Коклен дебютировал в «Комеди Франсез» в 1890 году, когда отец его и дядя были уже маститыми и знаменитыми актерами и пайщиками театра. Но он не уступал им в живости и таланте.
Традиционно время от времени в театре устраивались представления мольеровских пьес с участием сразу трех Кокленов, которые неистощимой своей веселостью и необыкновенным сходством придавали классическим фарсам комизм.

Коротконогий герой
Конечно, французская кухня никогда и не пополнилась бы столь замечательным блюдом, если бы старший Коклен не был кумиром Парижа. И прежде всего он связан со знаменитой пьесой «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Посвящение драматурга гласит: «Я хотел посвятить эту пьесу памяти Сирано. Но душа его переселилась в вас, Коклен, поэтому посвящаю мою пьесу вам».
И эти слова не были пустым комплиментом. Великий француз Констан Коклен сыграл Сирано в преклонном для артиста возрасте – ему было 56 лет. Но по всеобщему мнению, это была его самая великая роль. Видевший его на сцене Анатолий Васильевич Луначарский восторженно писал: «У Коклена Сирано прежде всего гасконский бретер, богема, с острой шпагой, с острым умом. Коренастая фигура, заносчивая посадка головы, вздернутый вверх знаменитый нос трубой, хулиганство в движениях, находчивость Гавроша в речи». Самое забавное, что пожилой актер напомнил Луначарскому мальчишку Гавроша – настолько он был легок и стремителен.
И хотя внешность Коклена была вовсе не артистической – небольшого роста, коротконогий, с маловыразительным лицом и коренастой фигурой, на сцене он становился вдруг настоящим героем. Обаяние, чрезвычайная живость, заразительная игра его были так волшебны, что зрителям и даже профессиональным критикам он казался необыкновенным красавцем. И было что-то общее с рецептом кулинарного блюда, ведь он умел плыть против течения.