Александр Калягин

«Мало в России театров»

 

Заканчивается театральный сезон, только что очень нервно прошел всероссийский форум. С чем российский театр входит в новый сезон с законодательной точки зрения? На этот крайне важный для российских театров вопрос мы попросили ответить председателя СТД РФ Александра КАЛЯГИНА.
– Форум действительно прошел очень нервно. Но нам нужно было созвать форум, хотя бы просто потому, что мы хотели, чтобы представители власти лишний раз услышали наш голос. Просто услышали наш голос. Есть уникальное создание – русский репертуарный театр. Это прежде всего постоянная труппа, и если она существует под знаком искусства и руководит ею человек, у которого есть совесть, то можно делать дело. И вот это уникальное создание под названием «репертуарный театр» государство обязано содержать, оставляя ему полную свободу творчества.

– А не слишком ли много театров сейчас должно содержать государство? Ведь оно должно содержать еще и больницы, и школы

– Да. Конечно. Естественно. Но язык должен отсохнуть у того, кто говорит, что театров сейчас много. Это глупость. Театров – мало в России. Дальше можно говорить о том, что театров много плохих и мало хороших или мало плохих и много хороших. Это другое дело. Год на год не приходится. Сейчас мы говорим: «Додин, Фоменко». Раньше мы говорили: «МХАТ, Театр Вахтангова, БДТ». Вы не представляете себе, ЧТО такое театр в провинции! Это очаг культуры. Куда там можно пойти? В церковь или в театр. Только с этой точки зрения надо подходить к проблеме. Так много в России театров? Мало в России театров. Хотим, чтобы было больше? Безусловно, хотим. Хотим, чтобы было обновление? Безусловно, хотим. Хотим, чтобы свободно можно было пригласить художника, заплатить ему приличные деньги, обеспечить его квартирой на срок работы? Конечно, хотим. Все это нужно. Но оказывается, что на местах все зависит от губернатора. Сейчас я общался с губернатором Полежаевым. Он сделал так, что средняя зарплата актера в его Омской области сопоставима с зарплатой работника промышленного предприятия, а это 10 тысяч рублей. Дальше идут надбавки. И получается, что в месяц там актер получает 20–25 тысяч. А в Самаре актеры порой получают по 40 000 в месяц. Потому что губернаторы там понимают значение театра для их города и области. И это невероятно важно. Но нужно, чтобы была реформа, закон, который помогал бы таким людям содействовать театру, его становлению.

– Ведь есть и другие примеры, когда актеры получают по 3 000 рублей...

– Поэтому и нужно, чтобы закон регулировал это, а не настроение и пристрастия чиновников. Мне говорят: «Вот в Америке театры государство не спонсирует!» Да, но там есть меценаты, фонды, там все это легально. У нас же ни фондов развитых еще нет, ни закона о меценатстве, который стимулировал бы тех, кто может дать деньги на искусство. Ну какой смысл богатым организациям давать деньги на театр? Они же ничего сейчас с этого не имеют! Поэтому я преклоняюсь перед теми, кто театру все же помогает. Но это же может прекратиться в любой момент, потому что это их добровольное дело. И с чем тогда останется театр? Государство должно давать эти необходимые гарантии, чтобы театр мог выжить. Чтобы оставалась свобода творчества, свобода перемещений, свобода выбора. Чтобы сохранился репертуарный театр. А как его сохранить, если все эти министерства экономические постоянно вышвыривают театр из госбюджета, не обеспечив театры ничем! Ни законом о меценатстве, ни законом о творческих работниках... Что мы такое – мы все, актеры, режиссеры, художники? Где закон, который как-то нас, творческих работников, определяет?

– А есть какой-то реальный шанс отстоять ситуацию?

– Есть.

– Но, насколько я знаю, уже очень много театров в провинции закрыто, расформировано. Ведь порой используют любой формальный повод, чтобы выселить театр из здания...

– Поэтому в законе должно быть написано, что театр не может быть перепрофилирован. Я встречаюсь со всеми, с кем только можно. И я вижу, что они понимают абсурд 94-го, например, закона. Это закон о тендерах, из-за которого Театр Вахтангова, например, вынужден был объявлять конкурс на проведение собственного юбилея. И теоретически конкурс на проведение юбилея Театра Вахтангова мог выиграть не Театр Вахтангова, а кто-то другой. Но ведь это бред! И все это понимают. И все понимают, что театра этот закон не может касаться. Потому что если этому режиссеру нужно, чтобы декорации ему делал Пикассо, его не устроит ни Иванов, ни Петров. И не потому что они хуже. Но потому, что на творческий заказ не могут влиять те же обстоятельства, которые влияют на выбор труб для завода. Другие параметры. Совершенно другой механизм должен быть для театра. Я настолько часто говорю об этом с власть имущими, и порой кажется, что люди меня понимают, но ... но до чего же сложно изменить запущенную машину! Это дико тяжело.

– А ваш собственный театр приносит вам облегчение, удовлетворение?

– Давайте вместо ответа я вам расскажу о планах моего театра, и это станет ответом на ваш вопрос, хорошо? Владимир Панков будет ставить спектакль «Морфий» по рассказу Михаила Булгакова. Вот-вот мы должны принять макет декораций для этого спектакля. Музыку пишет его же «Пан-квартет». В главной роли Алексей Черных. Спектакль выйдет в сентябре. В ноябре мы выпустим очень важную для театра пьесу Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать». Затем будет премьера малоизвестной пьесы Бертольда Брехта «Барабаны в ночи». Ставить будет ученик Сергея Женовача Уламбек Баялиев. Потом известный канадский режиссер Вожди Муавад поставит свою пьесу «Пожар». Далее у нас в планах: Дмитрий Черняков, Адольф Шапиро, Александр Морфов, Дмитрий Крымов. И самый большой наш проект: мюзикл «Продюсеры». Это 2008 год. Мы очень долго ждали разрешения от владельцев, они очень щепетильно относятся ко всем деталям. Если это получится, будет здорово. Хотя это будет работа адова. Вы видите, какой необычный репертуар у нас складывается? Я могу гордиться тем, что у нас в театре все так необычно по репертуару и что нам есть что сказать современности. Даже в «Продюсерах». Я же актер, и самое важное для меня – театр.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
Читайте также