Культурная революция

Почему во многих российских театрах процветает консерватизм? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Нагайка для новаторов

В день подписания этого номера в печать из Питера пришло сообщение о том, что там отменен показ моноспектакля «Лолита», поставленного по одноименному произведению Набокова. Оказывается, местное казачество, неведомо откуда возникшее на берегах Невы, выступило с открытым письмом, требуя запретить спектакль, якобы пропагандирующий педофилию. Возможно, невский казак и чует за версту педофила, волнуясь всякий раз, как только услышит о несовершеннолетней. Но почему на поводу у этих взволнованных мужчин оказались те, кто отменил показ, – большой вопрос. Так ведь можно и «Красную Шапочку» запретить, опасаясь пропаганды зоофилии. И на «Карлсоне» поставить крест, заподозрив в нем летающего гея, который соблазняет Малыша… А для всеобщей морально-нравственной стабильности утвердить специальным декретом классический репертуар в классических репертуарных театрах, запретив вредное вольнодумство и чуждый русскому человеку модерн. Вот только всевозможных казаков к формированию такого репертуара лучше не подпускать, а то ведь они и Ромео с Джульеттой «зарубят» из-за аморалки, и в «Лебедином озере» учуют звучание нетрадиционного маэстро…

Стабильность требует «сохранения традиций» и верности консерватизму. Жажда перемен и опасные эксперименты угрожают устоям и попахивают разрушительным революционным духом. Так зачастую полагают далеко не казаки, а вовсе даже наоборот – известные театральные деятели, отстаивающие либо репертуарный театр, либо театральный дом. Или памятник вчерашнему театру. В то же время новаторы забиваются в подвалы, осваивают чердаки либо выходят на площади, покоряя пространство, время и озадаченных прохожих. И то, и другое, и третье… было, есть и будет театром. Разным. Для разного зрителя. И для разных репертуаров. Потому что во все века существования театрального искусства консерваторы требовали стабильности, отстаивая классику, а реформаторы сцены разрушали устои, становясь со временем классиками. Важно только к этому извечному спору консерваторов и новаторов не подпускать различных казачков с больным воображением. Потому что тогда уже не до театра – главное слово за нагайкой: либо запретить, либо высечь.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также