Такие времена

 

«Иудин день». Так называется сбор труппы на театре после летних отпусков, когда похорошевшие актрисы и располневшие актеры экзальтированно приветствуют друг друга, смачно целуются, передавая по цепочке яд взаимного обожания вместе с пожеланиями творческих успехов и двусмысленных комплиментов. На сборе труппы обычно выступает главный режиссер, который докладывает о планах на предстоящий сезон, финансовый директор, который докладывает об обязательном повышении заработной платы и появлении новых, ну очень надежных спонсоров. А на сладкое подается молодое пополнение с горящими испуганными глазами. Молодящиеся примы сладострастно рассматривают бледнолицых юнцов и кровожадно – свежих красавиц. Им предстоит неравный бой, в котором победа – увы! – не всегда отдается по справедливости.

Все наше мощное театральное искусство сосредоточено в самом центре столицы. Здесь театры супераншлаговые соседствуют с театрами невезучими, теми, чьи билеты при советской власти предлагались в нагрузку. Страна изменилась, а судьба театральных «падчериц» – нет. Тут бы и задуматься, вспомнив Михаила Жванецкого – может, в консерватории что-то подправить? Или вспомнить смелое заявление Марка Захарова – может, позакрывать половину? Но пока что стояло, то и стоит. И кто-то туда даже приходит. Так что пусть растут все цветы.

За прошедший сезон сильно укрепила свои позиции ненавидимая критиками и обожаемая публикой антреприза. Такого нашествия бытовых комедий, жгучих мелодрам и прочих «вампук» Москва еще не переживала. Бывшие кинозвезды и действующие эстрадники срочно переквалифицировались в драматических артистов, и веселят публику почем зря. В смысле, за дорого. Смотреть на эти кривлянья нормальному человеку невыносимо. Антрепренеры все обвинения в свой адрес бьют одним неоспоримым аргументом: «Зритель голосует рублем». Толпа действительно рублей на «святое дело» не жалеет. Вирус этот постепенно проникает и в театры стационарные – добрая половина репертуара состоит из средних бродвейских комедий, в которых уважающему себя артисту стыдно являться на публику. Но артисты выработали свою систему аргументации: «Это моя работа». Заметьте – не профессия, а работа. В театр как на работу раньше ходили администраторы и монтировщики. Времена изменились.

Реликтовые народные, привыкшие относиться к театру по-щепкински («Священнодействуй, или убирайся вон»), занудно вещают с экрана телевизора или по радио о вечных ценностях, о смысле актерского существованья, о нравственном и безнравственном в искусстве. Но в большинстве случаев это вызывает раздражение и досаду. Типа, «достали старики. Живем же в эпоху рынка! Страна другая!» Страна, может быть, и другая. Но люди в ней живут те же. И они тоже когда-нибудь устанут от суррогатов и «фанер».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Главный редактор «Театрала» Валерий Яков выступит на Радио 1

    В пятницу, 30 октября, в эфире Радио 1 выйдет новый выпуск программы «Синемания. Область культуры», гостем которого станет главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков.   Валерий Яков расскажет о Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», президентом которой является. ...
  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
Читайте также