Фаина Гримберг

«Война – это неизбежная составляющая жизни»

 

На сцене петербургского Театра-фестиваля «Балтийский дом» прошла премьера спектакля театральной компании «Открытое Пространство» «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг в постановке Романа Габриа. Гримберг относится к числу не самых известных широкому читателю авторов. Между тем, в узком кругу ценителей – мастер признанный. Она окончила филологический факультет Ташкентского университета, став специалистом по истории Балкан и написав несколько популярных книг по истории России. Среди нескольких десятков романов Гримберг (из них опубликованы свыше 20) немало исторических. Многие её произведения печатались как мистификации, от лица специально «изобретенных» писательницей зарубежных авторов.

Сюжет поэмы «Андрей Иванович возвращается домой» разворачивается вокруг двух женщин, ожидающих возвращения с войны одного мужчины. По словам режиссера Романа Габриа, в этом тексте его привлекла тема войны как некой универсальной модели мироустройства. Почему она оказывается универсальной? – об этом «Театрал» попросили рассказать Фаину Гримберг.

- Фаина Ионтелевна, почему в поэме «Андрей Иванович возвращается домой» для Вас именно война оказывается наиболее точной метафорой мироздания?
- Теоретик военного дела Карл фон Клаузевиц заметил, что война для человека – это нормальное состояние. А вот мир – редкие моменты передышки между военными действиями. Это грустная правда отражает не только то, как сложилась история человечества, но имеет в виду и саму природу человека. Война – это не просто необходимая, а неизбежная составляющая жизни. Даже во время мирного досуга, когда нам, казалось бы, ничего не угрожает, мы подчас совершаем брутальные, разрушительные действия. Впечатление именно таких действий производят некоторые разновидности современного танца.

- Довольно сложно принять мысль о том, что война – это необходимость, хотя бы потому что война – это неприятно… Если допустить, что в основе жизни – принцип удовольствия, то постоянное стремление к войне – это же какой-то саморазрушительный абсурд.
- А кто говорит, что война – это приятно? Война – это страшно. Но природа человека такова, что война оказывается необходимым продолжением этой природы. Собственно, с войны, с насилия начинается человеческая жизнь. Процесс рождения – это микромодель войны: войны за то, чтобы выйти на свет. И первые испытываемые человеком чувства – это ужас и страх, а первый издаваемый человеком звук – это плач… Всё – как на поле битвы. Далее короткая передышка мира у материнской груди. И – снова борьба…

- Всё же есть разные типы личности и разные типы культур, которые помогают человеку фиксировать внимание на более оптимистических и светлых по сравнению с войной моментах жизни…
- Нет такого типа культуры, который позволял бы человеку фиксировать внимание исключительно на светлых сторонах жизни. Все понимают, что любое затишье между фазами войны заканчивается. Самый яркий пример, подтверждающий мои слова, – «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Вспомните финал: все персонажи как будто счастливы, война закончилась и, казалось бы, можно посвятить себя семейным заботам, мирно воспитывать детей, мечтать... Но. Пьер уже задумал свои новшества, Николай уже сказал, что он готов его убить, а сын Болконского Николенька взволнован, потому что видит страшный сон о войне.

Восточные культуры несколько иначе относятся к войне. Они предполагают войну как совершенно логичный момент течения жизни и включают в себя необходимость терпения, смирения с тем, что бытие таково, каково оно есть, чего европейские культуры не предусматривают. Европейская культура – это бунтарская культура, где даже бунт против войны – это тоже разновидность войны.

- На что бы был похож мир без войны?
- Мне даже сложно себе такое представить. Мне кажется, что сама физиология человека представляет собой непрерывные военные действия: от рождения, о котором уже шла речь, до борьбы с инфекциями, когда мы убиваем таблетками насморк и туберкулез, обрекая при этом на страдания ни в чем не повинную печень, и все равно в каком-то финале терпим смертельное поражение. Даже любовь – это война мужчины и женщины. Мы так устроены, что неизбежно и постоянно преодолеваем сопротивление. Трагичность человеческой жизни заключена, в том числе, и в этом. Но даже в этих изначально «военных» условиях существования, как мне кажется, важно помнить, что после очередной фазы борьбы обязательно будет передышка, когда можно будет радоваться солнцу и на какое-то время забыть о насилии.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также