Анна Терехова – ведущая актриса московского Театра Луны и… дочь Маргариты Тереховой. Тема великой мамы сопровождает ее всю жизнь и, видимо, будет сопровождать вечно. Перевести стрелки на себя – ей, актрисе с довольно большим стажем и солидным послужным списком, – до сих пор не просто.
– Не устали от бесконечных сравнений?
– Меня по жизни всегда будут сравнивать с мамой. Почти все статьи про мои работы озаглавлены «Анна – дочь Маргариты» или «Анна – дочь Миледи» и тому подобное. Сейчас я уже отношусь к этому спокойно, раньше меня это раздражало. Но это неизбежно, и я ничего не могу сделать. Даже когда со мной встречаются и предлагают побеседовать о творчестве, все равно через два-три вопроса спрашивают про маму.
– Вы спокойный человек?
– Да. В жизни спокойный. Я на сцене люблю эмоции и переживания. И, кстати, за это обожаю свою профессию. Здесь я могу пережить такую палитру чувств… В жизни, мне, наверное, такое не довелось бы испытать.
– А жесткий?
[%6818%]– Тоже нет. Мне вот как раз и хотелось, может, быть чуть-чуть жестче. И в профессии тоже. Настоять на чем-то в процессе работы.
– Вы можете сказать категоричное «нет»?
– Смотря на что. Если это касается работы и совсем меня не устраивает – конечно. Хотя пока такого не было. Иногда актеры говорят, например, что принципиально не будут сниматься в сериалах или в рекламе. Я не столь категорична. Это моя профессия, и я должна работать. В конце концов из любой роли можно сделать интересную. Я отказываюсь, если это не мое, если не мой стиль. Или если в себе не уверена. Но то, что я делаю, я делаю честно, и мне за это не стыдно.
– Когда вы учились, вас определяли как острохарактерную актрису. То, что вы делаете сейчас, совсем из другой оперы…
– Да, я когда поступала, читала фольклорную сказку, и комиссия, умирая от хохота, определила меня как острохарактерную. Но я вам скажу честно, мне нравится играть в антрепризах, потому что там, как правило, современная драматургия и в основном комедия. Сейчас вообще комедии как-то больше приветствуются. Людям хочется отдохнуть. Я просто по опыту сужу. У нас была антреприза по Достоевскому с очень хорошими актерами – Галкин, Ильин, Полицеймако… Но не пошло… И вот как раз в антрепризе мне нравится то, что мне дают острохарактерные роли. Мне нравится быть смешной!
– Вы поступали в театральный институт несколько раз. Такое большое желание было? А говорят еще, что дети актеров в актеры не очень стремятся…
– Не знаю… Наверное, наследственность. Гены. Они есть, и от них никуда не деться. Тем более что у меня потомственность глобальная. И бабушки, и дедушки, и папа, и мама – все актеры. Вот брат мой – потрясающий актер, но не хочет этим заниматься (актер Александр Тураев. – Прим. ред.). Он в «Чайке» Треплева сыграл, я считаю, просто очень хорошо. Но у него другой взгляд. Он больше режиссер, пишет сценарии. У меня таких способностей нет. Я вообще помню, что когда решила сама для себя, что буду актрисой, сама же и растерялась совершенно. Я поняла, что рядом с мамой совсем ничего не могу. Мало того что я совершенно не могу с ней заниматься, я еще поняла, что перед такой мамой мне придется барахтаться и доказывать что-то все время. И мне действительно не раз приходилось это делать. Доказывать, что я не пустое место.
– Выбирая между государственным театром и Независимой труппой Аллы Сигаловой, вы выбрали Сигалову. Почему?
– Тогда еще многие не понимали, что это не балет, а немножко другое. Думали, что я иду просто танцевать. Честно признаться, я шла по наитию и сама не особенно понимала, что это за театр. Наверное, чутье какое-то, ну и Николай Добрынин, с которым мы тогда были вместе. Он просто взял меня за руку и повел. И я доверилась. Алла ставила танцы в легендарных «Служанках» Виктюка, Коля играл там одну из главных ролей. А я с Романом Григорьевичем Виктюком много общалась с детства, «Служанки» мне нравились…
[%6819%]– Кстати, правда, что ваш первый фильм, который снимал Виктюк, «Девочка, где ты живешь?», стерт?
– Да, к сожалению. Мне ужасно жалко. Я только сейчас понимаю, что это была очень хорошая работа. Не именно моя, а вообще всех. Необычная. Это были те времена, когда Виктюк делал на телевидении «Манон Леско» с мамой и с Костолевским, «Игроков» опять же с участием мамы…
– Случай играет в вашей жизни большую роль?
– Да. Но я не всегда умею им правильно воспользоваться, к сожалению… Я думаю, что в этом смысле я много потеряла по жизни. У меня все вроде как своевременно, но все равно чуть позже, чем нужно. Я даже помню, мне Игорь Тальков песню посвятил, и там было пожелание – «Аннушка, я желаю тебе, чтобы у тебя в жизни все было своевременно или, может быть, чуточку раньше». Он прямо как будто предвидел, что у меня будет такое запаздывание всегда… Но, может быть, мне так кажется.
– «Счастье, как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь»…
– Это Тургенев. У меня эта фраза висит на стене много лет. Моя бабушка всегда вырезала всякие мысли великих, и такая вырезка у меня сохранилась еще от нее. Там среди прочих фраз есть и эта. И она – то, что я чувствую.
– Меня по жизни всегда будут сравнивать с мамой. Почти все статьи про мои работы озаглавлены «Анна – дочь Маргариты» или «Анна – дочь Миледи» и тому подобное. Сейчас я уже отношусь к этому спокойно, раньше меня это раздражало. Но это неизбежно, и я ничего не могу сделать. Даже когда со мной встречаются и предлагают побеседовать о творчестве, все равно через два-три вопроса спрашивают про маму.
– Вы спокойный человек?
– Да. В жизни спокойный. Я на сцене люблю эмоции и переживания. И, кстати, за это обожаю свою профессию. Здесь я могу пережить такую палитру чувств… В жизни, мне, наверное, такое не довелось бы испытать.
– А жесткий?
[%6818%]– Тоже нет. Мне вот как раз и хотелось, может, быть чуть-чуть жестче. И в профессии тоже. Настоять на чем-то в процессе работы.
– Вы можете сказать категоричное «нет»?
– Смотря на что. Если это касается работы и совсем меня не устраивает – конечно. Хотя пока такого не было. Иногда актеры говорят, например, что принципиально не будут сниматься в сериалах или в рекламе. Я не столь категорична. Это моя профессия, и я должна работать. В конце концов из любой роли можно сделать интересную. Я отказываюсь, если это не мое, если не мой стиль. Или если в себе не уверена. Но то, что я делаю, я делаю честно, и мне за это не стыдно.
– Когда вы учились, вас определяли как острохарактерную актрису. То, что вы делаете сейчас, совсем из другой оперы…
– Да, я когда поступала, читала фольклорную сказку, и комиссия, умирая от хохота, определила меня как острохарактерную. Но я вам скажу честно, мне нравится играть в антрепризах, потому что там, как правило, современная драматургия и в основном комедия. Сейчас вообще комедии как-то больше приветствуются. Людям хочется отдохнуть. Я просто по опыту сужу. У нас была антреприза по Достоевскому с очень хорошими актерами – Галкин, Ильин, Полицеймако… Но не пошло… И вот как раз в антрепризе мне нравится то, что мне дают острохарактерные роли. Мне нравится быть смешной!
– Вы поступали в театральный институт несколько раз. Такое большое желание было? А говорят еще, что дети актеров в актеры не очень стремятся…
– Не знаю… Наверное, наследственность. Гены. Они есть, и от них никуда не деться. Тем более что у меня потомственность глобальная. И бабушки, и дедушки, и папа, и мама – все актеры. Вот брат мой – потрясающий актер, но не хочет этим заниматься (актер Александр Тураев. – Прим. ред.). Он в «Чайке» Треплева сыграл, я считаю, просто очень хорошо. Но у него другой взгляд. Он больше режиссер, пишет сценарии. У меня таких способностей нет. Я вообще помню, что когда решила сама для себя, что буду актрисой, сама же и растерялась совершенно. Я поняла, что рядом с мамой совсем ничего не могу. Мало того что я совершенно не могу с ней заниматься, я еще поняла, что перед такой мамой мне придется барахтаться и доказывать что-то все время. И мне действительно не раз приходилось это делать. Доказывать, что я не пустое место.
– Выбирая между государственным театром и Независимой труппой Аллы Сигаловой, вы выбрали Сигалову. Почему?
– Тогда еще многие не понимали, что это не балет, а немножко другое. Думали, что я иду просто танцевать. Честно признаться, я шла по наитию и сама не особенно понимала, что это за театр. Наверное, чутье какое-то, ну и Николай Добрынин, с которым мы тогда были вместе. Он просто взял меня за руку и повел. И я доверилась. Алла ставила танцы в легендарных «Служанках» Виктюка, Коля играл там одну из главных ролей. А я с Романом Григорьевичем Виктюком много общалась с детства, «Служанки» мне нравились…
[%6819%]– Кстати, правда, что ваш первый фильм, который снимал Виктюк, «Девочка, где ты живешь?», стерт?
– Да, к сожалению. Мне ужасно жалко. Я только сейчас понимаю, что это была очень хорошая работа. Не именно моя, а вообще всех. Необычная. Это были те времена, когда Виктюк делал на телевидении «Манон Леско» с мамой и с Костолевским, «Игроков» опять же с участием мамы…
– Случай играет в вашей жизни большую роль?
– Да. Но я не всегда умею им правильно воспользоваться, к сожалению… Я думаю, что в этом смысле я много потеряла по жизни. У меня все вроде как своевременно, но все равно чуть позже, чем нужно. Я даже помню, мне Игорь Тальков песню посвятил, и там было пожелание – «Аннушка, я желаю тебе, чтобы у тебя в жизни все было своевременно или, может быть, чуточку раньше». Он прямо как будто предвидел, что у меня будет такое запаздывание всегда… Но, может быть, мне так кажется.
– «Счастье, как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь»…
– Это Тургенев. У меня эта фраза висит на стене много лет. Моя бабушка всегда вырезала всякие мысли великих, и такая вырезка у меня сохранилась еще от нее. Там среди прочих фраз есть и эта. И она – то, что я чувствую.