Новый «Старый дом» в театре «Модернъ»

 

Cветлана Врагова обратилась не к классике и не к современной пьесе, а именно к советской драматургии. Подобный выбор можно назвать тенденцией нынешнего театра, поэтому он требует осмысления.
Критики относят Казанцева к литературному движению «Новая волна», этакой «новой драме» конца прошлого века. Идеи Казанцева, Петрушевской, Злотникова продолжают в наше время развивать Угаров, Гремина, Железцов. В своих пьесах Казанцев открыто пытается решить острые социальные проблемы, как бы тяжелы и неприятны они ни были. Для чуткой к проблемам общественной жизни, бескомпромиссной Светланы Враговой эти темы крайне актуальны. Своим новым спектаклем она апеллирует и к гражданским, и к человеческим чувствам зрителей. «Старый дом» – замечательный драматургический материл для театра «Модерн». Это хорошо сделанная пьеса, в которой есть и социальная проблематика, и лирическая история.

Но даже пьесу из 60-х годов Врагова реализует в традиционном для театра стиле модерн. Художник Лариса Наголова разместила на сцене двухъярусную декорацию изящного дома, старого дома, где бывал Лев Толстой, а сейчас переполненного коммуналками. В спектакле присутствуют два временных пласта: 60-е годы XX века и XIX век – век Толстого. Старинный, изящный дом сначала изуродовали, превратив в коммунальную клоаку, а потом и вовсе обрекают на снос. Старый дом становится символом ущерба духовности: он является суровым свидетелем эпохи, но одновременно это и место, где живут люди, драма которых разворачивается на сцене.

Гримасы совкового быта, идеологическая зашоренность, всеобщее лицемерие раскрыва.тся в нежной лиричой истории любви мальчика и девочки, Саши (Мария Орлова) и Олега (Олег Царев). Грубое вмешательство со стороны родителей и соседей по дому ломает их отношения и их жизни. Среди разрушителей есть и алкоголик – сталинист (Владимир Левашов), и бдительный управдом – стукач (Сергей Пинегин), и верующий профессиональный атеист (Олег Вавилов). Характерные типы для того времени, не правда ли? Спустя много лет Саша и Олег встречаются снова, успев превратиться: она – в циничную успешную актрису, он – в циничного успешного ученого. «Среда заела» – здесь оказывается верным трафаретное объяснение этого страшного превращения.

Актеры играют замечательно, словно купаясь в драматургическом материале. Сергей Пинегин виртуозно создает образ не просто стукача, а дьявола или, по крайней мере, дьяволенка. Он носится по сцене ракетой, и то шепотом, то криком проникает во все соседние комнаты, принося людям несчастья. Владимир Левашов, постоянно подшофе, лихо играет на аккордеоне, поет «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин». Олег Вавилов использует все краски своего чарующего голоса, чтобы показать мелкую душонку своего героя. Но камертоном спектакля являются дуэт Марии Орловой и Олега Царева, играющих поистине «на разрыв аорты». Их физическое взросление и одновременно оскудение души по ходу спектакля смотрятся абсолютно естественно. Открытый взгляд, угловатость, бешеный рок-н-ролл сменяют скупость движений, холодность тона. В пьесе отсутствует хеппи-энд. Нет и ностальгии по давно ушедшим временам. Зрители плачут и одновременно думают, почему разбились судьбы этих хороших и умных людей. Спектакль обращается к нашей совести, он требует не только не совершать зло, но и не попустительствовать ему.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Главный редактор «Театрала» Валерий Яков выступит на Радио 1

    В пятницу, 30 октября, в эфире Радио 1 выйдет новый выпуск программы «Синемания. Область культуры», гостем которого станет главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков.   Валерий Яков расскажет о Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», президентом которой является. ...
  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
Читайте также