Поднявшись на сцену, чтобы вручить «Звезду Театрала», режиссер Гарри Бардин сказал, что приехал на церемонию с особым удовольствием, поскольку премия зрительская и, следовательно, «Чуров к подсчету голосов допущен не был».
В этот вечер в кинотеатре «Художественный» звучало много теплых слов и поздравлений. Впрочем, касались они не только лауреатов, но и сотрудников «Театрала» и «Новых Известий». Дело в том, что 15 лет назад вышел первый номер газеты, 5 лет назад состоялась первая «Звезда Театрала», а сам «Театрал» накануне церемонии выпустил сотый номер. Тройной юбилей!
Поэтому в фойе перед началом праздника артисты и режиссеры прогуливались среди политиков, общественных деятелей, писателей и телеведущих, которых с редакцией связывают дружеские отношения. Например, правозащитница Людмила Алексеева сказала:
– Я подписалась на эту газету, как только «Новые Известия» отделились от «Известий», и считаю очень хорошей газетой. Особенно мне нравится то, что вторая страница посвящена правам человека. Для меня это очень важно. Пожалуй, «Новые Известия» – единственная газета, в которой этот принцип выдерживается.
А писательница Татьяна Устинова рассказала журналистам, почему вошла в общественный совет «Звезды Театрала»:
– Я очень рада, что у нас в стране есть такие премии, поскольку, с моей точки зрения, только зрительская оценка (в отличие от оценки критиков) и может быть объективной. Если человек не пишет в стол, не танцует балет в ванной и не ставит «Отелло» на собственной кухне – значит, он выносит образчики своего творчества на суд зрителя. И здесь нужно быть готовым к тому, что публика тебя полюбит либо нет. А потому «Звезда Театрала» является замечательным индикатором – позволяет понять, как к тебе зрители относятся.
В этом году вели церемонию артисты театра «МОСТ» Марианна Лемешко и Павел Сеплярский. Но начался вечер с приветствия главного редактора «Новых Известий» и журнала «Театрал» Валерия Якова, который заверил собравшихся, что журналисты в процедуру голосования не вмешивались: все решала публика.
Отношения артиста и публики стали, пожалуй, главной темой этого вечера. О зрителях говорил каждый, кто выходил к микрофону. Например, телеведущий Ильдар Жандарев (вместе с Борисом Берманом он вручал награду в номинации «Лучший актерский ансамбль») сказал:
– Зритель – это тот, для кого, собственно, и ставится спектакль, поэтому его мнение важно всегда. Вообще театр так устроен, что, как бы часто ты туда ни ходил, все равно каждый поход – это событие. И даже вне зависимости от того, удачный или неудачный спектакль ты посмотрел. В этом и заключается главное отличие театра от кино: вокруг театра всегда праздник. Хотя мне, как зрителю, всегда сложно выбирать лучших. Вот я сейчас посмотрел на список номинантов «Звезды Театрала» – и у меня глаза разбегаются: я бы всем вручил награды. Они все достойны.
В самом деле, перед зрителями, участвовавшими в голосовании, стояла нелегкая задача: им предстояло выбрать между Мариной Нееловой, Ириной Пеговой и Галиной Коноваловой, между Сергеем Лазаревым, Виктором Сухоруковым и Владимиром Этушем, между Римасом Туминасом, Миндаугасом Карбаускисом и Кириллом Серебренниковым… Неудивительно, что в номинации «Лучшая мужская роль» победу одержали сразу два артиста – равное количество голосов собрали Лазарев и Этуш, что было встречено овацией, поскольку волей судьбы восторжествовала гармония – зрители, отдав предпочтение молодому артисту, не забыли и о патриархе вахтанговской сцены.
Всем победителям вручались фарфоровые статуэтки от старинной чешской мануфактуры Rudolf Kamph (мим в черном костюме, держащий в руках золотую звезду в 24 карата) от знаменитого дизайнера Фабрицио Сманиа.
Впрочем, не только знаменитые артисты и режиссеры удостоились награды. В номинации «Меценат года» (здесь победитель определяется без зрительского голосования) общественный совет премии выбрал президента «Группы Альянс» Мусу Бажаева, который на протяжении многих лет поддерживал Щукинское училище, выделяет деньги не только для малоимущих студентов, но и для лечения пожилых артистов и педагогов. От лица благодарных щукинцев награду вручила ему актриса Екатерина Гусева: «Главная благодарность вам, Муса Юсупович, за то, что вы искренне выполняете столь важную миссию. А это в наш век дорогого стоит».
Вечер открывался главой, посвященной 15-летию «Новых Известий», поэтому так или иначе общественно-политическая тема всплывала в речах тех, кто прибыл на церемонию вручать награду. В их числе – ведущая «Эха Москвы», обозреватель журнала The New Times Ксения Ларина:
– Замечательная номинация «Театральный эксперимент». Мне она очень нравится. Я считаю, что любой настоящий спектакль – это всегда эксперимент. Но думаю, что под эту номинацию может подойти любой из сегодняшних номинантов – тех, кто номинирован на «Звезду Театрала». Потому что эксперимент это всегда риск, езда в незнаемое. Неизвестно, чем это кончится – полным провалом или потрясающим успехом. Ну а если говорить о номинантах – то здесь у меня все фавориты и, надеюсь, что получит тот, кто рискует больше всех.
В этот момент режиссер Гарри Бардин объявил победителя. В номинации «Лучший эксперимент» наибольшее количество голосов собрал спектакль «БерлусПутин», сыгранный во время митинга на Чистых прудах.
Ксения Ларина прокомментировала:
– Это потрясающая работа именно в том виде, в котором она была показана на митинге. Я такого давно не видела. Это чистый эксперимент, потому что эти люди, которые принимали участие в акции «Окупай Абай», многие из них, клянусь вам, впервые в жизни увидели, что такое театр. Это театр пришел к ним на Чистые пруды. Они в полном восторге плотным кольцом окружили актеров и были потрясены, что такое может быть сегодня, что с ними говорят на их языке, что говорят о тех вещах, которые нигде не прочтешь (ну разве что в The New Times, в «Новой газете» и в «Новых Известиях» – они марку свою держат). Это потрясающая работа! И мне кажется, что актеры и режиссеры Театра.doc делают уникальное дело, которое существует на стыке двух профессий – журналистики и театра. Я поздравляю еще раз и очень рада, что они победили.
Журналистскую тему продолжила и писательница Татьяна Устинова:
– Есть такое понятие – газетчики. Это те, кто «с лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом первыми врывались в города». Вот тех, которые врывались, а здесь именно такие, я поздравляю с 15-летием «Новых Известий». Спасибо за то, что вы делаете. Мы без вас бы пропали.
После этого она перешла к награждению лауреата. Устиновой предстояло вручить награду Миндаугасу Карбаускису (номинация «Лучший режиссер»). И снова обратилась к залу:
– Уважаемые господа театралы! Александр Николаевич Островский словами своего персонажа Крутицкого так говорил о падении нравов: «Падение нравов происходит от того, что на театре мало дают трагедий. Надо больше давать трагедий, а для простого народа разрешить варить сбитень» Уважаемые театралы, давайте трагедию, давайте комедию. Бог с ним, со сбитнем.
Под занавес «Звезда Театрала» вручалась в номинации «За лучший актерский ансамбль», в которой победил спектакль «Пристань» Театра Вахтангова. Поэтому ведущие попросили, чтобы награду вручал тоже известный «ансамбль» – Борис Берман и Ильдар Жандарев.
– Часто говорят, что в спектакле «Пристань» Римас Туминас дал возможность сыграть пожилым артистам. Слово «пожилым» категорически я отвергаю, потому что есть артисты и есть не артисты, – сказал Борис Берман. – И к возрасту это не имеет ни малейшего отношения. Кстати, Римас Владимирович был у нас на передаче «На ночь глядя», и мы его пытали, надеясь узнать, что такое «вахтанговский дух». Минут пятнадцать шла эта пытка, Римас что-то отвечал, а потом сказал: «Вахтанговский дух – это когда интересно». И я вас поздравляю, что, наконец, мы все обрели «вахтанговский дух». А коллектив театра поздравляю с победой.
А Ильдар Жандарев добавил:
– Приз за ансамбль вручается не одному человеку, а коллективу. Но при этом статуэтка только одна. Вроде неувязочка получается. А с другой стороны, мы с Борисом тоже получали призы и тоже один на двоих. И каждый раз возникает вопрос: у кого он будет стоять, сколько времени и в какой очередности. Могу сказать на нашем опыте, что это ансамбль только укрепляет.
Генеральный спонсор премии – ОАО «НК «Альянс»
Поэтому в фойе перед началом праздника артисты и режиссеры прогуливались среди политиков, общественных деятелей, писателей и телеведущих, которых с редакцией связывают дружеские отношения. Например, правозащитница Людмила Алексеева сказала:
– Я подписалась на эту газету, как только «Новые Известия» отделились от «Известий», и считаю очень хорошей газетой. Особенно мне нравится то, что вторая страница посвящена правам человека. Для меня это очень важно. Пожалуй, «Новые Известия» – единственная газета, в которой этот принцип выдерживается.
А писательница Татьяна Устинова рассказала журналистам, почему вошла в общественный совет «Звезды Театрала»:
– Я очень рада, что у нас в стране есть такие премии, поскольку, с моей точки зрения, только зрительская оценка (в отличие от оценки критиков) и может быть объективной. Если человек не пишет в стол, не танцует балет в ванной и не ставит «Отелло» на собственной кухне – значит, он выносит образчики своего творчества на суд зрителя. И здесь нужно быть готовым к тому, что публика тебя полюбит либо нет. А потому «Звезда Театрала» является замечательным индикатором – позволяет понять, как к тебе зрители относятся.
В этом году вели церемонию артисты театра «МОСТ» Марианна Лемешко и Павел Сеплярский. Но начался вечер с приветствия главного редактора «Новых Известий» и журнала «Театрал» Валерия Якова, который заверил собравшихся, что журналисты в процедуру голосования не вмешивались: все решала публика.
Отношения артиста и публики стали, пожалуй, главной темой этого вечера. О зрителях говорил каждый, кто выходил к микрофону. Например, телеведущий Ильдар Жандарев (вместе с Борисом Берманом он вручал награду в номинации «Лучший актерский ансамбль») сказал:
– Зритель – это тот, для кого, собственно, и ставится спектакль, поэтому его мнение важно всегда. Вообще театр так устроен, что, как бы часто ты туда ни ходил, все равно каждый поход – это событие. И даже вне зависимости от того, удачный или неудачный спектакль ты посмотрел. В этом и заключается главное отличие театра от кино: вокруг театра всегда праздник. Хотя мне, как зрителю, всегда сложно выбирать лучших. Вот я сейчас посмотрел на список номинантов «Звезды Театрала» – и у меня глаза разбегаются: я бы всем вручил награды. Они все достойны.
В самом деле, перед зрителями, участвовавшими в голосовании, стояла нелегкая задача: им предстояло выбрать между Мариной Нееловой, Ириной Пеговой и Галиной Коноваловой, между Сергеем Лазаревым, Виктором Сухоруковым и Владимиром Этушем, между Римасом Туминасом, Миндаугасом Карбаускисом и Кириллом Серебренниковым… Неудивительно, что в номинации «Лучшая мужская роль» победу одержали сразу два артиста – равное количество голосов собрали Лазарев и Этуш, что было встречено овацией, поскольку волей судьбы восторжествовала гармония – зрители, отдав предпочтение молодому артисту, не забыли и о патриархе вахтанговской сцены.
Всем победителям вручались фарфоровые статуэтки от старинной чешской мануфактуры Rudolf Kamph (мим в черном костюме, держащий в руках золотую звезду в 24 карата) от знаменитого дизайнера Фабрицио Сманиа.
Впрочем, не только знаменитые артисты и режиссеры удостоились награды. В номинации «Меценат года» (здесь победитель определяется без зрительского голосования) общественный совет премии выбрал президента «Группы Альянс» Мусу Бажаева, который на протяжении многих лет поддерживал Щукинское училище, выделяет деньги не только для малоимущих студентов, но и для лечения пожилых артистов и педагогов. От лица благодарных щукинцев награду вручила ему актриса Екатерина Гусева: «Главная благодарность вам, Муса Юсупович, за то, что вы искренне выполняете столь важную миссию. А это в наш век дорогого стоит».
Вечер открывался главой, посвященной 15-летию «Новых Известий», поэтому так или иначе общественно-политическая тема всплывала в речах тех, кто прибыл на церемонию вручать награду. В их числе – ведущая «Эха Москвы», обозреватель журнала The New Times Ксения Ларина:
– Замечательная номинация «Театральный эксперимент». Мне она очень нравится. Я считаю, что любой настоящий спектакль – это всегда эксперимент. Но думаю, что под эту номинацию может подойти любой из сегодняшних номинантов – тех, кто номинирован на «Звезду Театрала». Потому что эксперимент это всегда риск, езда в незнаемое. Неизвестно, чем это кончится – полным провалом или потрясающим успехом. Ну а если говорить о номинантах – то здесь у меня все фавориты и, надеюсь, что получит тот, кто рискует больше всех.
В этот момент режиссер Гарри Бардин объявил победителя. В номинации «Лучший эксперимент» наибольшее количество голосов собрал спектакль «БерлусПутин», сыгранный во время митинга на Чистых прудах.
Ксения Ларина прокомментировала:
– Это потрясающая работа именно в том виде, в котором она была показана на митинге. Я такого давно не видела. Это чистый эксперимент, потому что эти люди, которые принимали участие в акции «Окупай Абай», многие из них, клянусь вам, впервые в жизни увидели, что такое театр. Это театр пришел к ним на Чистые пруды. Они в полном восторге плотным кольцом окружили актеров и были потрясены, что такое может быть сегодня, что с ними говорят на их языке, что говорят о тех вещах, которые нигде не прочтешь (ну разве что в The New Times, в «Новой газете» и в «Новых Известиях» – они марку свою держат). Это потрясающая работа! И мне кажется, что актеры и режиссеры Театра.doc делают уникальное дело, которое существует на стыке двух профессий – журналистики и театра. Я поздравляю еще раз и очень рада, что они победили.
Журналистскую тему продолжила и писательница Татьяна Устинова:
– Есть такое понятие – газетчики. Это те, кто «с лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом первыми врывались в города». Вот тех, которые врывались, а здесь именно такие, я поздравляю с 15-летием «Новых Известий». Спасибо за то, что вы делаете. Мы без вас бы пропали.
После этого она перешла к награждению лауреата. Устиновой предстояло вручить награду Миндаугасу Карбаускису (номинация «Лучший режиссер»). И снова обратилась к залу:
– Уважаемые господа театралы! Александр Николаевич Островский словами своего персонажа Крутицкого так говорил о падении нравов: «Падение нравов происходит от того, что на театре мало дают трагедий. Надо больше давать трагедий, а для простого народа разрешить варить сбитень» Уважаемые театралы, давайте трагедию, давайте комедию. Бог с ним, со сбитнем.
Под занавес «Звезда Театрала» вручалась в номинации «За лучший актерский ансамбль», в которой победил спектакль «Пристань» Театра Вахтангова. Поэтому ведущие попросили, чтобы награду вручал тоже известный «ансамбль» – Борис Берман и Ильдар Жандарев.
– Часто говорят, что в спектакле «Пристань» Римас Туминас дал возможность сыграть пожилым артистам. Слово «пожилым» категорически я отвергаю, потому что есть артисты и есть не артисты, – сказал Борис Берман. – И к возрасту это не имеет ни малейшего отношения. Кстати, Римас Владимирович был у нас на передаче «На ночь глядя», и мы его пытали, надеясь узнать, что такое «вахтанговский дух». Минут пятнадцать шла эта пытка, Римас что-то отвечал, а потом сказал: «Вахтанговский дух – это когда интересно». И я вас поздравляю, что, наконец, мы все обрели «вахтанговский дух». А коллектив театра поздравляю с победой.
А Ильдар Жандарев добавил:
– Приз за ансамбль вручается не одному человеку, а коллективу. Но при этом статуэтка только одна. Вроде неувязочка получается. А с другой стороны, мы с Борисом тоже получали призы и тоже один на двоих. И каждый раз возникает вопрос: у кого он будет стоять, сколько времени и в какой очередности. Могу сказать на нашем опыте, что это ансамбль только укрепляет.
Генеральный спонсор премии – ОАО «НК «Альянс»