Проверка на дорогах судьбы

Зачем Ширвиндт задумался о наследстве

 

Псевдоумные и псевдоглубокие театральные постановки так надоели, что я заскучал по нехитрым комедиям положений. И вот дождался такой: в Театре сатиры ее поставил Александр Ширвиндт. Пьесу – вариацию французского первоисточника – написал Юрий Ряшенцев, замечательный поэт. Получилось, как всегда у Юры, в высшей степени изящно и остроумно.
Комедия не претендует на глубину, но требует виртуозной игры в путаницу, переодевания, исполнения от артиста множества ролей. Сюжетная линия «Средства…» нехитра и злободневна – борьба за наследство. Увы, в нашей рыночной действительности вопрос борьбы за деньги печально актуален и поэтому многое узнается.

Сюжет двигает старикашка Жеронт, который переписывает свое наследство то так, то этак. Юрий Нифонтов вообще замечательный актер, и тут он на высоте: и смешон, и жалок, и грустен. Он вызывает сочувствие, как любой человек, на чье наследство зарятся не из любви к владельцу, а из любви к его деньгам. Очень хорош Саша Чернявский, нотариус, этакий туповатый хитрован. У него меньше перевоплощений, чем у других, всего несколько красок для роли, но они очень яркие.

Замечательная Лена Подкаминская, ученица Ширвиндта, интересная актриса и красавица. Она здорово играет развитие характера и судьбы: начинает с влюбленности в героя, руководствуется чувством, зовом сердца, но чем ближе перед ее носом маячит наследство, тем решительнее она расстается с чувствами и становится стервой, для которой главная цель – не жизнь с любимым, как казалось три четверти спектакля, а обогащение. В финале она «надевает» образ современной бизнес-леди и делает это тонко и убедительно.

Федор Добронравов – Криспен, вокруг которого крутится действие, – новая жемчужина на театральном небосклоне. Неожиданная и блистательная фигура – по-моему, он уникальный актер. Есть потрясающие трагические актеры, есть замечательные комические, а уникальные умеют все – и комедию, и трагедию, и фарс. Такими были Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Наталья Гундарева. Добронравов делает все, за что берется, блистательно. Потрясает легкость, ненатужность, с которой он меняет состояния на противоположные, практически не меняя выражения лица. Это высший актерский пилотаж, и это где нужно – смешно, а где нужно – трагично. Он совсем не старается перетянуть одеяло на себя, но в силу харизмы «одеяло» спектакля тянется на него само собой.

В голливудском кино все закончилось бы тем, что герой, конечно, оттяпал бы себе наследство. А в нашем спектакле – благородная мораль по Лафонтену или Крылову. К герою приходит девушка, прекрасная Мари (Лиана Ермакова) – актриса Театра Мольера, и Криспен уходит с ней в актерскую жизнь – нищую, но духовную и светлую.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также