Проверка на дорогах судьбы

Зачем Ширвиндт задумался о наследстве

 

Псевдоумные и псевдоглубокие театральные постановки так надоели, что я заскучал по нехитрым комедиям положений. И вот дождался такой: в Театре сатиры ее поставил Александр Ширвиндт. Пьесу – вариацию французского первоисточника – написал Юрий Ряшенцев, замечательный поэт. Получилось, как всегда у Юры, в высшей степени изящно и остроумно.
Комедия не претендует на глубину, но требует виртуозной игры в путаницу, переодевания, исполнения от артиста множества ролей. Сюжетная линия «Средства…» нехитра и злободневна – борьба за наследство. Увы, в нашей рыночной действительности вопрос борьбы за деньги печально актуален и поэтому многое узнается.

Сюжет двигает старикашка Жеронт, который переписывает свое наследство то так, то этак. Юрий Нифонтов вообще замечательный актер, и тут он на высоте: и смешон, и жалок, и грустен. Он вызывает сочувствие, как любой человек, на чье наследство зарятся не из любви к владельцу, а из любви к его деньгам. Очень хорош Саша Чернявский, нотариус, этакий туповатый хитрован. У него меньше перевоплощений, чем у других, всего несколько красок для роли, но они очень яркие.

Замечательная Лена Подкаминская, ученица Ширвиндта, интересная актриса и красавица. Она здорово играет развитие характера и судьбы: начинает с влюбленности в героя, руководствуется чувством, зовом сердца, но чем ближе перед ее носом маячит наследство, тем решительнее она расстается с чувствами и становится стервой, для которой главная цель – не жизнь с любимым, как казалось три четверти спектакля, а обогащение. В финале она «надевает» образ современной бизнес-леди и делает это тонко и убедительно.

Федор Добронравов – Криспен, вокруг которого крутится действие, – новая жемчужина на театральном небосклоне. Неожиданная и блистательная фигура – по-моему, он уникальный актер. Есть потрясающие трагические актеры, есть замечательные комические, а уникальные умеют все – и комедию, и трагедию, и фарс. Такими были Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Наталья Гундарева. Добронравов делает все, за что берется, блистательно. Потрясает легкость, ненатужность, с которой он меняет состояния на противоположные, практически не меняя выражения лица. Это высший актерский пилотаж, и это где нужно – смешно, а где нужно – трагично. Он совсем не старается перетянуть одеяло на себя, но в силу харизмы «одеяло» спектакля тянется на него само собой.

В голливудском кино все закончилось бы тем, что герой, конечно, оттяпал бы себе наследство. А в нашем спектакле – благородная мораль по Лафонтену или Крылову. К герою приходит девушка, прекрасная Мари (Лиана Ермакова) – актриса Театра Мольера, и Криспен уходит с ней в актерскую жизнь – нищую, но духовную и светлую.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Мандельштам: пять спектаклей в январе

    14 января исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. «Театрал» подготовил подборку январских театральных событий, связанных с творчеством и биографией выдающегося поэта. «Осип Мандельштам. Шум времени» 17 января в 17. ...
  • Театральный поход

    Новогодние каникулы – отличная возможность сходить в театр всей семьей. Вдогонку к детской афише «Театрал» подобрал десять наиболее любопытных премьерных спектаклей, показы которых выпали как раз на праздничные дни. ...
  • Сырой Тургенев

    Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, приглашенный своим учителем Сергеем Женовачом поработать по соседству в Камергерском переулке, выбрал для постановки знаковую для Художественного театра пьесу Тургенева. Когда-то в ней блистал сам Станиславский, демонстрируя первые плоды своего знаменитого метода, а также модный художник Добужинский, представивший на сцене увядающую красоту русской усадьбы. ...
  • Январский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - почему Александр Калягин никогда не забудет високосный 2020 год; - о чем говорили лауреаты и гости премии «Звезда Театрала» на торжественной церемонии в Театре им. ...
Читайте также