«Не трогай моего Христа!»

В Европе разгорелся конфликт между театром и церковью

 

В афинском театре «Хитиро» продолжается скандал вокруг пьесы «Тело Христово». Не успев отыграть первые премьерные спектакли, театру пришлось в срочном порядке снимать постановку с репертуара. Виной тому массовые протесты против пьесы, которую сотни православных верующих окрестили «богохульной».
В театральном мире пьеса «Тело Христово», написанная в 1997 году американцем Терренсом Макнелли, давно обрела дурную, славу. Постановки пьесы, в которой Иисус Христос и апостолы изображаются группкой молодых людей нетрадиционной ориентации из штата Техас, традиционно не обходятся без громких скандалов.

Зрители вышли на митинг

Так, в 2000 году в немецком Хайльбронне после премьеры спектакля несколько тысяч граждан подписали петицию с требованием запретить его показ. Кроме того, христиан неожиданно поддержала террористическая организация ХАМАС, заявив, что, если пьесу не снимут с репертуара, то по зданию театра будет нанесен ракетный удар. В итоге спектакль «закрыли», но наказать создателей постановки верующим так и не удалось: предъявить обвинение в богохульстве в Германии можно лишь в том случае, если помимо прочего был нарушен общественный порядок.

Гораздо больший резонанс вызвала история этой скандальной пьесы на сцене афинского театра «Хитиро». Во время премьеры несколько сотен православных верующих, а также представителей неофашистской партии «Золотая заря» организовали уличную акцию протеста с призывом запретить показ оскорбительного для них спектакля. На протяжении нескольких вечеров, пока шла постановка, недовольные зрители регулярно выходили на улицы, пытаясь сорвать премьеру. Причем толпа была настолько агрессивна, что греческим полицейским пришлось разгонять ее при помощи слезоточивого газа. Но добиться своего активистам все-таки удалось: испуганное руководство «Хитиро» отправило спектакль в архив, а конфликт плавно перетек на общественно-политическую арену. Историю вокруг постановки пару раз даже сравнивали с делом Pussy Riot. За создателей спектакля вскоре вступились члены Союза за права человека Греции. «Необычный союз околорелигиозного и неонацистского тоталитаризма добился успеха. Представление прекращено. Запугивание победило демократию», – заявили правозащитники. Так или иначе суд Греции все-таки принял к рассмотрению дело о богохульстве в отношении постановщиков пьесы. И в худшем случае им грозит до двух лет тюрьмы.

Постановку осудил Ватикан

В это же самое время в Литовском национальном драматическом театре со скандалом прошла премьера спектакля «О концепции Лика Сына Божьего» итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи. К слову, эта постановка на театральной карте Европы гость довольно частый и не менее «проблемный», чем «Тело Христово». Во время действия спектакля на сцене находятся два актера: первый играет роль пожилого отца, страдающего диареей, второй – сына, который на протяжении спектакля заботится об отце. Действие разворачивается на фоне репродукции лика Христа с картины Антонелло де Мессины «Спаситель мира». В середине спектакля, когда отец и сын покидают сцену, по лику Христа ручьями разливается коричневая жидкость, похожая на человеческие экскременты.

Протестующие на улицах Вильнюса начали собираться еще за несколько дней до премьеры. Администрация театра угрозы проигнорировала, и спектакль публике все-таки представили. Но на этом история не закончилась. Через несколько дней вильнюсский архиепископ кардинал Аудрис Юозас Бачкис осудил руководство театра и постановщиков «спектакля-святотатства», которые, по его словам, «приносят в жертву человеческую порядочность и оскорбляют множество людей».

Отреагировали на постановку и литовские чиновники: группа членов сейма (парламента) Литвы призвала зрителей бойкотировать спектакль, «оскорбляющий христиан» и «разжигающий межрелигиозную рознь». Спокойнее всех на протесты отреагировал сам режиссер: Кастеллуччи заявил, что шумиха вокруг его спектакля – это трюк литовских политиков накануне выборов в парламент.

Впрочем, его спокойствие можно объяснить еще и тем, что это уже далеко не первый случай, когда «О концепции Лика Сына Божьего» оказывается под угрозой запрета. Несколько лет назад постановку осудил Ватикан, а весной минувшего года против спектакля также выступил берлинский архиепископ кардинал Райнер Марии Вельки.

Провокаторы в зале

Одна из немногих стран, где спектакль выстоял вопреки недовольству общественности, была Франция. В октябре 2011 года несколько активистов из радикального католического общества Institut Civitas прервали постановку Кастеллуччи в парижском Theatre de la Ville, выкрикивая протесты и потрясая плакатами «Долой христианофобию!», «Не трогайте моего Христа!» Хулиганов вывела из зала полиция, но этим они не ограничились: уже на следующий день верующие снова пришли в театр, чтобы облить зрителей подсолнечным маслом и закидать яйцами. В это же самое время тысяча активистов устроила пикет в центре Парижа, в ходе которого были задержаны двести нарушителей общественного порядка. Однако, к негодованию протестующих, их действия не поддержали ни представители власти, ни церковь. Архиепископ Парижский кардинал Андре Вен-Труа осудил католических традиционалистов. А мэр Парижа Бертран Деланоэ и вовсе назвал протесты совершенно неприемлемыми и подал в суд на организаторов акции.

Впрочем, скучать активистам пришлось недолго. Буквально через пару месяцев все в том же Париже начали репетировать антиклерикальную пьесу «Пикник на Голгофе» аргентинского драматурга Родриго Гарсии. Христос здесь трактуется как «чертов демон, прикидывающийся агнцем», а Священное писание как скопище зла. Еще до премьеры руководство Театра «Рон-Пуан» получило по электронной почте несколько писем с угрозами. Испугавшись митингов, администрация усилила охрану театра, вплоть до того, что в день премьеры здание «Рон-Пуан» было оцеплено, а у зрителей при входе проверяли не только билеты, но и паспорта.

…Впрочем, далеко не все собравшиеся в тот вечер у «Рон-Пуан» были столь категоричны. В то время как одна часть демонстрантов активно призывала бойкотировать постановку, другие верующие вели себя мирно. К зданию театра они пришли с белыми цветами и плакатами «Культура и вера: почему бы нам не уважать друг друга?».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Мы надеемся отстоять автономность театра»

    В Иркутске под угрозой исчезновения оказался авторский композиторский рок-театр «Театр Пилигримов», созданный 30 лет назад музыкантом Владимиром Соколовым. Министерство культуры и архивов Иркутской области приняло решение реорганизовать театр-студию и присоединить к Иркутскому областному музыкальному театру. ...
  • «Эти 25% по-настоящему любят театр»

    В Москве с 13 ноября действуют новые ограничения в связи с распространением коронавируса – до 15 января 2021 года максимальное число зрителей в театрах не должно превышать 25% вместимости зала. «Театрал» поговорил с руководителями столичных театров о новых правилах в связи с пандемией. ...
  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
Читайте также