Против течения

Почему в России художник не имеет права на самовыражение?

 
Дискуссия, начатая Павлом Любимцевым в январском номере «Театрала», похоже, набирает обороты. Напомним, профессор Щукинского училища поделился своим взглядом на современную режиссуру и в том же номере «Театрал» опубликовал принципиально иную точку зрения – прямой ответ Любимцеву, написанный критиком Наталией Каминской. Любимцев выступает против современной авангардной режиссуры, Каминская – за.
Это исходные рамки. Подчеркнем, что редакция в таких вопросах сохраняет принципиальный нейтралитет, не намерена занимать чью-либо сторону, но готова предоставить слово всем, кто желает поделиться своим мнением.

ЗА

Михаил Миронов, артист и режиссер МХТ имени Чехова:
– В нашем театральном деле все довольно просто: мера всему есть талант. Этим критерием я пользуюсь давно и поэтому на чью-то новую работу я побегу, а на чью-то повременю, но потом все равно побегу (автор решил разрядить обстановку доброй шуткой). И вполне допускаю, что кто-то имеет иные суждения. Иные – отличные от моих. Это личное дело каждого.

Но когда я вижу, как человек поднимает флаг и с личной неприязнью нападает на своих коллег по театральному цеху, да к тому же считает это своим долгом (он, дескать, спасает Культуру, Государство и прочее), то такая позиция меня настораживает.

Как видите, я стараюсь вникнуть в те причины, которые заставляют Павла Любимцева так резко, не задумываясь рубить с плеча. И, наверное, можно понять ту обиду и боль, которая сидит у него внутри. Но, когда дело доходит до того, что автор сравнивает Олега Табакова практически со Сталиным, пишет о каком-то страхе, который некто испытывает перед ним, тут я теряю желание искать в себе понимание.

Конечно, Олег Табаков совершенно не нуждается в моей защите. Я имею удивительную судьбу быть знакомым с Олегом Павловичем и краем глаза видеть, как он руководит театром. Уверяю вас, что каждый «новатор» (или как величает их Любимцев – «моль»), который хочет попасть в «рассадник навороченной режиссуры» МХТ, натыкается в первую очередь на Олега Табакова и на его ЛИЧНЫЙ и неустанный контроль всего процесса театропроизводства. И если «моль» недостаточно крепкая и зубастая, то она оказывается поверженной довольно быстро. Заявляю это с глубоким знанием вопроса, ибо сам пару раз пытался в подобном качестве залезть в этот «шкаф». И справедливости ради, стоит упомянуть, что в МХТ идут порядка 60 спектаклей, поставленных не только «молью», а насекомыми на любой вкус. В этом я вижу несомненно сильную сторону худрука Олега Табакова.

С другой стороны, понимаю, что моя позиция в крайней степени необъективна (я, как любой нормальный человек, люблю Табакова и теряюсь в его присутствии, начинаю глупо улыбаться). Но если хотя бы на секундочку предположить, будто дела обстоят именно так, как говорит Павел Любимцев, то ведь это тоже не горе, а огромная удача для театральной Москвы! Представьте, что все режиссеры-вредители собрались под покровительством Олега Табакова, значит, остальные театры вздохнут свободно и как завалят нас настоящим, добрым и вечным!

И будет нам всем радость!

ЗА

Тамара Ложкина, капельдинер Театра имени Пушкина:
– Нужна ли авангардная режиссура? Как все новое, конечно, нужна. Важно только, чтобы это новое опиралось на высшие принципы искусства. Эти принципы едины, но от того, как они понимаются каждым режиссером, зависит успех спектакля. Вот спектакль «Великая магия» режиссера Евгения Писарева. Разве это не авангард? Этот спектакль всегда привлекает зрителя, и у меня часто спрашивают: «Что можно посмотреть в таком же духе?» Я отвечаю: это вы должны сами найти – ходите в театры и решайте, какая постановка «ваша», а какая – нет. Никто не вправе навязывать свой вкус. И если Павлу Любимцеву не нравятся работы, например, Виктора Рыжакова или Константина Богомолова, то это не значит, что эти замечательные режиссеры должны покинуть профессию. Просто взгляды Любимцева на театр не совпадают с их взглядами. В нашей стране художникам всегда было трудно существовать. Почему-то считается, что художник не имеет права на самовыражение, а должен лишь следовать неким «академическим» критериям.

Однако такой принцип мне как зрителю непонятен. Ведь именно новые, нестандартные решения заставляют человека задавать себе вопросы: почему, зачем, для чего? Без эксперимента и риска театр не двинется дальше. А Любимцев предлагает жить по давно устоявшимся театральным законам и бороться с режиссурой, которая вполне успешна и самодостаточна (даже если и не вписывается ни в какие канонические рамки).

ПРОТИВ

Анна Шарыкина, учительница литературы:
– Что касается «навороченной режиссуры», я с Павлом Любимцевым согласна. Когда приходишь в театр в надежде увидеть классику, погрузиться в мысли великого писателя, а тебе вместо этого подсовывают суррогат и вольную трактовку, то становится не по себе. Мне жаль потраченных денег, жаль времени. Однажды нескольких своих отличников я повела на «Вишневый сад», о котором критики отзывались восторженно. Батюшки! Как мне было стыдно перед ребятами и перед родителями. Это совсем не то, что мы хотели увидеть. Пьеса переписана от начала до конца, на сцене люди с мобильниками, Раневская какая-то вульгарная… Нет романтики, нет изысканных отношений, описанных Чеховым. Режиссер намекает, что «Вишневый сад» переходит в руки олигархам, но есть и еще вторая трактовка, показанная на видеоэкране: 1917 год, приходят большевики и, вырубив сад, создают на его месте колхоз. Что это за глумление над классикой? Что за «трактовки»? Берите современную пьесу и делайте с ней, что хотите, но великих драматургов оставьте в покое. С тех пор я хожу только в самые-самые проверенные театры. Очень люблю Малый театр (на него всегда можно положиться), а еще в Москве много хороших студенческих театров. Например, работы Щепкинского училища тоже заслуживают внимания. Жаль, что критики об этом не пишут.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также