«Мы к вам приехали на «чёс»

Антрепризу в России постепенно вытесняют качественные «проектные театры»

 
Не существует в театре более противоречивого понятия, чем «современная антреприза». С одной стороны, афиши пестрят завлекательными названиями – «Шашни старого козла», «Очаровательные рогоносцы», «Мужчины по вызову», «Опасные мальчики» и т.д. Но с другой – на фоне подобного репертуара все чаще стали появляться серьезные работы по пьесам Шекспира и Чехова, Бернарда Шоу и Островского. Они же порой и становятся объектом театральных фестивалей (например, «Амурской осени» в Благовещенске) и премий, в том числе и нашей – «Звезда Театрала».
В «лихие девяностые», когда коммерческие спектакли в России расцвели бурным цветом и знаменитые артисты проехали с «чёсом» всю страну вдоль и поперек, слово «антреприза» стало ассоциироваться с чем-то пошлым, не вполне профессиональным. В итоге стоило театральным критикам публично назвать «Вишневый сад» Някрошюса антрепризным проектом, как тут же послышался шквал возмущенных отповедей: «Не называйте нас антрепризой!»

– Слово «антреприза» обижает многих моих коллег, – поясняет «Театралу» продюсер Эльшан Мамедов. – Лучше говорить «проект», «независимый театральный проект» или что-то в этом роде, поскольку за «антрепризой» закрепился отрицательный стереотип.

Нет Ромео, нет Джульетты

Один известный актер рассказывал, как в поезде по дороге в Москву он с коллегами занимался придумыванием изощренных недугов, которые вдруг поразили бы участников проекта и сорвали столичные спектакли. Дело в том, что сегодня многих артистов, полностью посвятивших себя дешевой антрепризе, не рискуют приглашать в серьезные проекты – репутация подмочена.

Кроме того, оказавшись в антрепризных условиях, хорошие актеры и режиссеры порой не могут выпустить качественный спектакль. Так, например, случилось несколько лет назад с самим Робертом Стуруа, когда ему предложили поставить «Ромео и Джульетту» в продюсерском центре «Новый Глобус». Кастинг провели без него и выдвинули жесткие сроки, поскольку артисты были плотно заняты в других проектах. В результате спектакль отчаянно провалился.

– Давайте смотреть на вещи объективно, – продолжает Эльшан Мамедов. – Бог с ней, с безвкусной антрепризой (она колесит в основном в глубинке и на Черноморском побережье). Но ведь есть множество коммерческих спектаклей, поставленных с отменным качеством. Например, я был членом жюри фестиваля «Амурская осень» и удивился, что из двенадцати спектаклей сразу шесть было очень приличных – с режиссерским подходом, с серьезным выбором драматургии. Сегодня в сфере негосударственного театра появляется все больше профессионалов, все больше качественных спектаклей.

Солидную роль здесь сыграла практика так называемой копродукции, когда театр, объединившись с какой-нибудь продюсерской компанией, создает в своем репертуаре спектакль (непременно с участием «звезд»), а затем отправляет его на гастроли в «антрепризном» формате. Так, замечательные спектакли БДТ с Фрейндлих и Басилашвили исколесили полстраны. Часто ездят на гастроли ленкомовские «Город миллионеров» и «Tout paye, или Все оплачено», мхатовские «Примадонны», сатировское «Идеальное убийство»… В декабре 2012 года премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая антреприза» получил спектакль «Одесса-913», сделанный на базе Театра Ермоловой, но при участии продюсерской компании Леонида Робермана. А годом ранее на той же сцене был выпущен спектакль «Мордасовские страсти», который создавался в сотрудничестве с «Современным театром антрепризы».

Порой бывает и обратный процесс, когда антрепризные спектакли вдруг становятся репертуарными. Так произошло, например, с постановкой Сергея Голомазова «Три высокие женщины». Изрядно поездив по стране, она сперва обрела стационарную площадку в Театре Маяковского, а нынче – на Малой Бронной.

«Приходят с термосами, пьют чай»

Эксперты считают, что именно форма так называемых «проектов» помогает театрам грамотно развиваться – смешивать разные стили и жанры, приглашать артистов и режиссеров – словом, собирать букет из самых разных соцветий.

– Тут даже не важно, о каком театре идет речь – государственном или частном, ведь формула одинаково успешно работает, – продолжает Эльшан Мамедов. – Например, ничего не мешает Сергею Маковецкому играть в «Пигмалионе» театра «Современник», а артистам «Табакерки» принимать участие в спектаклях МХТ. И никто не кричит о смерти репертуарного театра с постоянной труппой – наоборот, участие этих артистов помогает театру органично развиваться, искать что-то новое, экспериментировать.

Эксперимент – очень важная составляющая театральной жизни, каждый театр просто обязан рисковать, иначе его творчество довольно скоро станет замшелым. Поэтому я удивляюсь, когда слышу от служителей репертуарного театра: «Ой, мы это не продадим!». Я изумляюсь: господа, вы тоже думаете о кассе? Тогда не нужно ханжить и говорить о государственных бюджетных театрах как оплоте искусства и частных театрах как об их антиподе. Вот эти двойные стандарты меня напрягают. Множество советских театров не были «Бронными» Эфроса, «Таганками» Любимова и «Современниками» Волчек и ставили огромное количество конъюнктурных и развлекательных пьес, потому что в первую очередь думали о кассе, о выживании. Если изучить историю театра, то выясняется парадоксальная вещь: финансирования не хватает никогда и ни на что. Шиллер с трудом окупался и в прежние времена. Руководители театров хватались за комедии положений, которые, кстати, очень сложно играть – для успеха нужны суперартисты. И если зритель с каждым годом хочет развлекаться все больше, то продюсеры и худруки должны понимать, что довольно скоро это приведет к кризису театра, поскольку чистое развлечение быстро утомляет: зритель в театре должен думать.

И вообще театр нужно беречь, относиться к нему, как к месту священному. Я порой спрашиваю у коллег: зачем вы ставите на выходе из театров людей, которые раздают билеты со скидкой, билеты с фотографиями актеров, билеты, на которых написано «бесплатно», только придите? Что вы делаете? Вы же так зрителя растеряете! А они меня не слышат: вот ты «наезжаешь», а у нас полный зал. Но какие люди сидят в зале? Это эстрадная публика, публика передачи «Аншлаг! Аншлаг!», выданная за театральную. Никогда ранее не бывавшие в театре люди приходят с термосами, пьют чай. Как-то на таком спектакле ко мне подошла женщина с букетом и спросила: «В театре дарят цветы до или после?» В такие моменты я становлюсь врагом антрепризы. Только ради «продать билет» не надо заниматься театром. Деньги проще заработать другими способами.

Выигрыш антрепренера

И все же за минувшие годы антреприза значительно «поумнела», стала чаще ориентироваться на более образованную публику и как-то сама собой вырулила на новую дорожку. Стало ясно, что бесконечно ориентироваться на «раскрученные» имена – путь для театра тупиковый. Нужны новые силы, свежая кровь.

Так решила и Наталья Романцова, создавая свою продюсерскую компанию. Причем для постановки (по «Моцарту и Сальери» Пушкина) она не побоялась пригласить молодого, малоизвестного режиссера Антона Маликова, который поставил спектакль с Алексеем Девотченко и Петром Семаком. А в следующем спектакле, «Крейцеровой сонате» Льва Толстого в постановке Николая Дручека, дебютировал уже сын Семака – Дмитрий. В общем, дело оказалось весьма перспективное, постановки получили приглашение на престижные фестивали. Антрепренер оказалась в выигрыше.

Правда, здесь возникает вопрос: что считать «выигрышем» в антрепризе – баснословные сборы каждого спектакля или художественный уровень постановок, участие их в фестивалях? Для Натальи Романцовой, безусловно, важен художественный уровень.

– Сейчас появляется много молодых, которые хотят работать вне репертуарного театра, пошло движение снизу, – говорит она «Театралу». – Молодые режиссеры, актеры, продюсеры объединяются еще в студенческие годы, учатся работать вместе, ищут финансирование, складывая его из разных небольших источников, пишут заявки. И эта деятельность не проходит бесследно: я уверена, что антрепризу, занимающуюся искусством серьезно, тоже заметят и оценят. И этот процесс уже начался. Например, недавно на премии «Прорыв» отметили генерального продюсера лаборатории ОN.Театр Милену Авимскую, которая организовала конференцию «Американская драматургия: новые открытия» и провела всероссийский фестиваль-лабораторию ON.Театр.ru. Приятно, что появляются такие продюсеры, изначально готовые к самопожертвованию, думающие не только о заработке. Или выпускник ГИТИСа Дмитрий Калантаров… У него был и остается свой прибыльный бизнес, но при этом он организовал премию «Музыкальное сердце театра» по той же причине – внутренней потребности поддержать любимое искусство.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также