Русские мифы на Лазурном берегу

 

Традиция и стереотип – вещь, конечно, приятная, но опасная. Что такое Россия для среднестатистического европейского жителя? Большая страна с ядерными ракетами и холодным климатом. Холодный климат объясняет неизбывную любовь к крепким напиткам, горячим супам и громким песням. Из искусств особо ценятся русский балет, хоровод, частушки, хоровое пение и военные ансамбли. Из еды – икра и пельмени. Композитор – Чайковский, поэт – Пушкин, президент – Путин. За исключением последнего – наименования не меняются в течение столетий. Десант из России 2006 года выглядел внушительно:

- легендарный ансамбль «Лезгинка» из солнечного Дагестана продемонстрировал чудеса техники танца и цирковой эквилибристики. Смуглые черноусые джигиты ходили на знаменитых цыпочках, бились об пол коленями, взмывали в прыжках под купол, ходили по проволоке, дрались на кинжалах и воспевали красоту горского неба. Полный зал. Восторг публики. Овация. Женщины всех возрастов перевозбуждены.

[%7139%]- театр балета Бориса Эйфмана (С-Петербург) показал премьеру «Анны Карениной» на музыку Чайковского. Русский балет – беспроигрышный вариант, тем более что Эйфмана хорошо знают в Европе и во Франции, в частности. «Анну Каренину» вряд ли можно назвать событием, хотя исполнительница главной роли и получила «Золотую Маску». Много красивостей, мало движения. Несколько сцен заслуживают буклета. Полный зал. Овация. Мужчины всех возрастов швыряют букеты к ногам героини.

- фильмы последних лет – «Настройщик», «9 рота», «Космос как предчувствие» - собрали полные залы, но овацию получил «Космос». Россия в кино – рефлектирующая, воюющая и гибнущая непонятно за что и неизбежно верящая в будущее. Соответственно стандартам.

- вечер в честь 100-летия Шостаковича собрал на одной сцене камерный оркестр «Московия», солистов Нового «Имперского русского балета» (и откуда они берут такие названия?) и солистку «Новой оперы» Марию Максакову, дочь знаменитой актрисы, внучку знаменитой певицы, красавицу и душечку. Полного зала не было. Вечер получился несколько неопрятный, смятый и тесный (с буквальном смысле, на небольшой сцене все друг другу мешали).

[%7138%]– кульминация праздника – «Русская ночь» во Дворце фестивалей с участием вологодских кулинаров, комических артистов из Череповца и дизайнеров русской моды начиналась фейерверками в каннском небе, а заканчивалась хороводом на каннской лестнице. Столы ломились от яств, дамы демонстрировали декольте и бриллианты, мужчины постепенно переходили на водку. Легенда мировой моды Пьер Карден, получивший почетный знак «за укрепление культурных связей между Россией и Францией», произнес длинную зажигательную речь о своей любви к красоте и к русской культуре. В ответ он получил возможность убедиться в том, что красота и Россия – две вещи неразрывные. Русские красавицы, одетые по последней русской моде, решительно шагали по подиуму, глядя Кардену в глаза. Устоять было невозможно.

В эти последние дни уходящего лета лазурный берег, безусловно, жил по русскому календарю – «праздник каждый день» поддерживался и уличными запевами фольклорных ансамблей, и ночными хороводами в прибрежном «русском клубе». Однако один раз России пришлось потесниться и уступить место хозяевам – в день, когда Канны отмечают освобождение от фашизма, и весь город собирается у стен старинного здания мэрии, у памятника воинам-освободителям. Трепетное отношение горожан к своей истории выражается и в умении найти простые и человеческие слова на официальной церемонии, и в уважении к звучавшим гимнам чужих стран (в том числе и российскому), и в отсутствии пафоса и формализма, которые обычно сопровождают державные праздники в нашей стране. Парад ветеранов не вызывает чувства неловкости, а старая военная техника, движущаяся через весь город, не громыхает устрашающе, а даже наоборот – выглядит вполне мирно и даже весело, потому что ею управляют студенты - молодые люди и девушки, одетые в форму союзных войск времен второй мировой. Все эти танки и пушки охотно осваиваются детьми, а «солдаты» и «офицеры» с удовольствием фотографируются с прохожими. Так, день победы 45-го мирно уживается с днем победы 2006-го. И это главное, чему нам, наверное, стоит научиться у наших соседей по великой истории и по великой культуре. Ведь самые стойкие мифы рождаются именно в противопоставлении прошлого настоящему. От них избавиться труднее всего.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Мальта. «Наши актеры мечтают увидеть снег»

    Журнал «Театрал» продолжает серию публикаций о русскоязычных театральных коллективах зарубежья, которые живут и творят в очень непростых условиях, но при этом не унывают, и не теряют своих зрителей. Сегодня мы представляем русскую школу-студию Артема Малькова на Мальте. ...
  • Эрлангер, Германия. «Для репетиций встречаемся в парке»

    «Театрал» продолжает рассказывать о жизни русских театров зарубежья в условиях карантина. Сегодня наш гость - художественный руководитель театра-студии «МостЫ», Федор Невельский, постоянный участник оргкомитета нашего международного фестиваля «Мир русского театра». ...
  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
Читайте также