«Нужны новые формы»

Может ли независимый проект стать альтернативой репертуарному театру?

 

Арт-площадка «Скороход» открылась в Петербурге в октябре прошлого года, но уже стала местом, известным не только в Северной столице, но и за ее пределами. «Скороход» работает как free stage – свободная площадка, на которой теоретически может заявить о себе никому не известный театр. Поэтому сегодня в афишу «Скорохода» входят спектакли независимых театральных и танцевальных трупп. На вопросы «Театрала» отвечает арт-директор «Скорохода» Татьяна Прияткина.
– Татьяна, на сайте «Скорохода» говорится, что ваша площадка – это альтернатива репертуарному театру. Вы считаете, что такая альтернатива нужна?

– Безусловно, ведь любое искусство должно развиваться свободно. И если существует система репертуарных театров (пресловутый «театр-дом» с постоянной труппой, главным режиссером и, соответственно, репертуаром), то должно существовать и нечто противоположное. К сожалению, в Питере таких альтернативных площадок не хватало, поэтому мы и решили создать наш «Скороход». При этом я подчеркну, мы совершенно не против репертуарного театра – мир большой, всем место найдется. Но без альтернативных площадок в искусстве начнется застой. И особенно опасно это в наши дни.

– Почему вы так решили?

– Театральная публика очень меняется. Для молодых людей репертуарный театр ассоциируется с чем-то старомодным, не имеющим отношения к нашим дням… Разумеется, это стереотипы, но молодежь в репертуарные театры ходит не так часто, как хотелось бы, поскольку там мало современных спектаклей. И мы в «Скороходе» хотим это исправить.

– Но при этом вы ведь становитесь заложником своего положения. Что вы будете делать, если в «Скороходе» родится замечательный спектакль – неужели безжалостно расстанетесь с ним?

– Ну почему же. Пусть в «Скороходе» будет свой репертуар – это очень хорошо.

– В таком случае у вас и получится репертуарный театр…

– Нет, у «Скорохода» иные принципы. Мы же не говорим, что повторять спектакль – плохо. Мы противостоим той самой внутренней «системе», из-за которой репертуарный театр пришел в упадок. Системе труппы, системе актерских званий (заслуженный, народный), необходимости следовать графику выпуска спектаклей – все это в конечном итоге опустошает артиста, уничтожает творческие принципы, лишает его здоровой конкуренции. В итоге с актерским дипломом можно устроиться в какой-нибудь академический театр и всю жизнь играть «Кушать подано». А где же труд? Где борьба?

– Репертуарные театры имеют сильное преимущество: значительную долю их бюджета составляют государственные деньги. А экспериментальная площадка может быть рентабельной?

– Конечно, для «Скорохода» стоит вопрос об окупаемости, поскольку у нас нет регулярных государственных дотаций, нет и постоянного спонсора. Основную часть денег мы должны заработать сами, поэтому зрительский спрос формирует нашу афишу. Мы смотрим, какие спектакли пользуются успехом, а какие нет. Для нас это немаловажно.

– Как известно, соприкосновение с экономикой губительно для культуры. Работа на «спрос» как раз и превращает театр в «производство»…

– Думаю, нас эта участь обойдет стороной, поскольку программа «Скорохода» тщательно продумана. Есть определенный художественный посыл, который находится в балансе с коммерцией. Есть очень четкая позиция по отношению к отбору того, что мы хотим здесь видеть. Это либо спектакли по современной драматургии, либо постановки, современные по форме. При этом мы понимаем, что показывать совершеннейший андеграунд нельзя, потому что у нас зал на 200–250 мест и его нужно заполнить. Случай «Скорохода» – это те эксперименты в области театра, которые еще не стали мейнстримом, но уже нашли своего зрителя. Собственно, это и есть те проекты, которых мы ждем в наших стенах. Например, спектакль «Этюд-театра» «Потудань» Семена Серзина по повести Андрея Платонова. Он стоит в нашей афише. Это очень хороший, но немного «не наш» спектакль: слишком традиционное решение, слишком традиционный материал… А вот спектакль того же «Этюд-театра» «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Евгении Сафоновой – для нас это очень точное попадание в формат.

– Как выстраивается афиша «Скорохода»?

– Система строится очень просто. Любой театр может предложить нам свой проект, прислать видео. Дальше мы решаем, подходит проект нам по формату или нет. В нашей афише уже есть спектакли театра «АХЕ», постановки «Этюд-театра», несколько документальных спектаклей. В Петербурге практически не осталось ни одного независимого театрального проекта, с которым нам бы уже ни довелось посотрудничать. Поэтому планируем расширять «географию». Так, в ближайшие месяцы вместе с Французским институтом привезем спектакль «Человек/животное» хореографа Вендетты Матеа. В конце июля планируем устроить Неделю Швейцарии. В частности, приедет Филипп Сера со своим танцевальным перформансом. В сентябре будет неделя Израиля. В октябре – неделя Голландии. Если все сложится, то будет еще неделя Москвы, привезем Кирилла Серебренникова с его «Седьмой студией».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также