История одной легенды

 

– Если бы Товстоногов оставил театр на взлете – это был бы особый сюжет. Он оставил его угасающим, и странно было бы, чтобы из затухающей искры последних товстоноговских сезонов вдруг разгорелось бы неистовое художественное пламя. Предстояло, скорее, просто поддерживать огонь в очаге. Этим и занимался Кирилл Лавров. Этим помогал ему заниматься Темур Чхеидзе.

Что Чхеидзе уйдет – было понятно давно. Собственно, все 20 лет он уходил, не хотел брать на себя театр, а Лавров уговаривал его остаться, говорил, что должен передать театр в режиссерские руки, что, встретив на том свете Товстоногова, обязан отрапортовать ему: сдал. Он искал режиссера и очень боялся остаться без Чхеидзе. Они все боялись, что однажды тот не вернется, а он постоянно улетал, потому что не мог жить без Грузии (в какой-то сложный момент Лавров даже вылетел в Тбилиси, чтобы вернуть Темура).

Чхеидзе долгие годы не хотел взваливать на себя БДТ. Могу предположить, он понимал, что театр находится в «периоде дожития». «Мы все должны умереть, только тогда здесь начнется что-то новое», – услышала я очень давно от одного из тамошних «великих». Он принял театр только тогда, когда Лавров серьезно заболел. Но с 2007 года, несомненно, что-то мог сделать.

Конечно, театр, где много лет все крестятся в красный угол на портреты Товстоногова, – дело трудное. Попытки Чхеидзе позвать кого-то молодого, были робкими и «погоды на завтра» не определили, укоренить в театре Анатолия Праудина, чья «Дама с собачкой» удалась, а «Месяц в деревне» разыгрался не сразу, видимо, не захотелось, спектакли Дитятковского были неудачны, остальные ставили, как ставили.

Все эти годы ждали реконструкции основной сцены и ремонтировали Каменноостровский театр (на 80-летие Путин подарил его лично Лаврову, а тот сразу – БДТ). Ремонт шел криминально, строители разворовали не одну смету. Но возникла площадка, на которой можно было начинать делать то новое вино, которое нальют потом в старые мехи.

На моих глазах раз за разом театр упускал момент, когда обновление было возможно, близко. Это вообще какая-то история упущенных возможностей. Упущенных по инерции, вялости… Или по чему-то еще?

Никто никогда не сомневался в интеллигентности и благородстве Чхеидзе, но при этом за последние годы в театре развалилась легендарная постановочная часть, ушли цеха, оказалось, что плохо укомплектована труппа, очевидно отсутствие художественной программы. К этому добавился ремонт, которому нет конца (когда обновляли малую сцену, не учли, что театр стоит на сваях, закачали в правое крыло сколько-то лишних десятков тонн – и дом дал крен).

Я по-человечески отлично понимаю Чхеидзе: он немолод и устал, он не обещал положить жизнь на этот театр. Но он, увы, покидает БДТ в таком плачевном состоянии, что слухи про худруков Хабенского и Депардье не всем кажутся анекдотом. Картина горестная, тем более что у театра еще полно амбиций пожилой «разборчивой невесты».

Чхеидзе давно понимал, что уйдет: и пять лет назад, и три года назад. И спроси меня тогда, я бы точно сказала: БДТ может возглавить Миндаугас Карбаускис. Что-то неуловимо совпадает в его искусстве с Петербургом по ритму, колориту. Опять упущенная возможность…

Кто может спасти БДТ сейчас? Да никто. Надо садиться, вырабатывать внятную программу реабилитации и уже ничего не бояться.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Соблазнять, чтобы выжить

    «Соблазнять, чтобы выжить: проектирование будущего» - так называлась онлайн-лекция голландского архитектора Виллема ван Генугтена, которую устроила архитектурная школа «МАРШ».   И это, скажу откровенно, было лучшее, что я видел за долгое время моего постоянного отслеживания сетевых арт-вещаний. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
Читайте также