Герои плаща и маски

«Золотая Маска»-2013: оперетта/мюзикл

 

На прошлогоднем фестивале раздел «оперетта/мюзикл» вызвал множество разговоров: в четырех номинациях не была присуждена ни одна премия. Обсуждался и список, где некого оказалось наградить, и возможные лауреаты, оставшиеся «за бортом» этого списка. Ситуация на самом деле странная: направление развивается весьма успешно, и в оперетте, и в мюзикле регулярно встречается много достойных работ. А история с ненаграждением словно бы опровергала это. К счастью, нынешний фестиваль с лихвой все исправил. Выбор спектаклей-номинантов впечатлил и порадовал, туда вошли не просто качественные, а значимые для процесса в целом работы. Разумеется, не все они одинаковы по уровню, но в этом и интерес. Кстати, любопытен тот факт, что на этот раз в списке практически только мюзиклы. А это значит, что жанр уверенно утвердился на отечественных подмостках, и вопрос «а существует ли российский мюзикл», уже ни у кого не возникает.  

Вне конкуренции, безусловно, «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Спектакль, за неполные два сезона проката ставший знаковым явлением (к сожалению, это единственный спектакль-номинант, не привезенный в Москву – «Бал» согласно лицензионному соглашению, не может выезжать из Петербурга). Ставки, сделанные руководством театра на этот материал, оправдались на сто процентов. Чувственная, очаровывающая готическим шиком история, роскошная музыка Джима Стейнмана со сложными вокальными партиями, головокружительная пышность декораций и костюмов, невероятная энергетика действия приводят в восхищение. Такая удача, такое попадание бывает в театральном процессе крайне редко, и тем оно ценнее. Когда складывается все, от идеально подходящих на свои роли актеров до атмосферы города, накладывающей свой отпечаток на происходящее на сцене. И, несмотря на то, что «Бал» -- не оригинальная постановка, а перенос венской версии 2009 года, российский спектакль индивидуален по сути. Через зафиксированный, предельно жесткий рисунок, проступила своя история, великолепно сыгранная и спетая. В итоге «Бал» был награжден как лучший спектакль в жанре мюзикла, а артисты Иван Ожогин и Манана Гогитидзе получили премии за лучшие роли. И можно уверенно сказать, что у них просто не было конкурентов. Правда, жаль, что без награды остался дирижер Алексей Нефедов, сделавший большую и важную работу в спектакле. Его заслуга в успехе «Бала» очень и очень велика.
  
В список номинантов попали сразу две версии мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса». Примечательно, что оба спектакля были сделаны силами драматических театров – «Театра-Театра» из Перми и «Глобуса» из Новосибирска. Впрочем, и там, и там успешно практикуют постановки мюзиклов. 
Пермские «Алые паруса» получили награду за лучшую режиссуру. Борис Мильграм сделал зрелище неожиданное и по смыслу, и по атмосфере. Мрачное, циничное, ирреальное. Выстроил на сцене мир страшный и безысходный, где не может быть ни любви, ни дружбы, ни каких-то светлых стремлений. Даже название в итоге звучит как насмешка. Удачно работает на атмосферу сценография Виктора Шилькрота – образная, многомерная (печально, что художник не был отмечен наградой). Правда, с актерскими работами, и, особенно, с вокалом в спектакле все совсем неоднозначно. 
А новосибирским «Алым парусам» досталась премия за лучшую работу дирижера. Что справедливо: Алексей Людмилин мастерски работает с музыкой Дунаевского, делает звучание и узнаваемым, и оригинальным. И в целом спектакль весьма удачен: из показанных в процессе фестиваля он оставил самое яркое впечатление. Хорош и визуальный ряд: подробная, функциональная сценография, красивые костюмы. И сдержанная, точная режиссура Нины Чусовой. И прекрасные актерские работы. Даже странно, почему, например, в число номинантов не попала Мария Соболева, обладательница и впечатляющих внешних данных, и хорошего голоса, сыгравшая свою Ассоль романтичной и печальной, проходящей трудный путь от мечты до разочарования.      

Без наград остались два спектакля: «Двенадцать стульев» Театра музыкальной комедии из Новосибирска и единственный московский номинант «Фанфан-тюльпан» Театра Оперетты. В первом случае это логично: работа откровенно скучная, не выдержанная по жанру (обозначение «мюзикл» совсем не соответствует стилю режиссуры и актерского исполнения: возникает чувство, что смотришь какую-нибудь среднестатистическую «Сильву»), невнятно решенная визуально. Хорошее впечатление производит только сыгравший Остапа Бендера Евгений Дудник, но больше фактурой и обаянием, нежели вокальными данными. А вот «Фанфана» немного жаль. Спектакль с оригинальным жанровым подзаголовком «опереттомюзикл» (и это не просто красивое словечко, а данность: здесь сделана попытка соединить исполнителей с разной манерой пения) получился ярким, динамичным и обаятельным. Удачная музыка Андрея Семенова и актерские работы заслуживают внимания. Но что поделаешь: количество наград ограничено, а конкуренты явно были сильнее.   

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве покажут «Конец игры» Роберта Стуруа

    В Театре им. Моссовета с гастролями выступит Тбилисский Национальный театр им. Руставели. Грузинский театр покажет московским зрителям постановку Роберта Стуруа «Конец игры» 30 июня, 1 и 2 июля. Спектакль привезли в Москву в рамках Театрального фестиваля им. ...
  • Бенефисные спектакли Светланы Крючковой покажут в Москве

    С 22 по 27 июня в рамках гастролей БДТ им. Товстоногова на сцене МХАТа им. Горького покажут спектакли Романа Мархолиа «Игрок» и «Жизнь впереди» со Светланой Крючковой в главной роли.  Эти спектакли планировали привезти еще в 2020-м, к 70-летию Светланы Крючковой, однако из-за сложной эпидемиологической ситуации московские гастроли перенесли на 2021 год. ...
  • Красноярский ТЮЗ приедет на гастроли в Москву

    С 18 по 24 августа в Театре Вахтангова Красноярский ТЮЗ под руководством Романа Феодори покажет четыре постановки, в том числе две премьеры уходящего сезона.  Откроет гастроли спектакль Никиты Бетехтина «Хлебзавод» – «свежий замес в девяти эпизодах» о повседневной жизни взрослеющих подростков в сюрреалистической стихотворной форме. ...
  • «Безымянная звезда» открыла «Фабрику Станиславского»

    Начал свою работу III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» под руководством Сергея Безрукова. Форум проходит со 2 по 10 июня в Москве и Подмосковье. «Главная особенность фестиваля в том, что мы не отмечаем наградами режиссеров: наша премия «Верю» вручается лучшим актёрам и лучшему актерскому ансамблю, – говорит худрук фестиваля Сергей Безруков. ...
Читайте также