От премьеры до сессии

Как живут сегодня студенческие театры

 

Со студенческих театров в Европе начинались революции. Но это в прежние времена. Потом был период, когда на фоне общего застоя именно в студенческой самодеятельности можно было услышать хотя бы намек, попытку критики окружающей действительности
В 1960-е эстрадная студия МГУ «Наш дом» под руководством Марка Розовского обрела широкую популярность именно за счет своей непримиримой гражданской позиции, после чего началась повсеместная кампания, когда студии насильственно закрывали. Сегодня они процветают вновь. Но какова их программа? На вопросы «Театрала» отвечают руководитель театра МОСТ Ирина Большакова (Москва) и руководитель студии при СПБГУ Маргарита Дульченко (С.-Петербург).

Ирина Большакова:


– То, что молодых людей всегда тянет к борьбе за свои права, совсем не удивительно, поскольку молодежь – наиболее радикально настроенная часть общества, ей всегда хочется чего-то нового, другого. Но ценность нашего времени в том, что театры сегодня могут быть разными: есть те, что ориентированы на раскрытие социально-политических вопросов, а есть те, которые говорят со зрителем о каких-то вечных моральных, этических проблемах. МОСТ относится скорее ко второму типу. Мы в первую очередь воспитываем зрителя, чтобы он не был лопушком, пытаемся развить в нем понимание нравственных ценностей в современном мире.

– А в вашем случае студенческий театр – это дань традиции или же некий эксперимент?

– Скорее традиция. Существует такое понятие, как «школа», и оно играет очень важную роль в жизни каждого человека. Хорошо, чтобы была хорошая школа, где дети получают среднее образование, хорошо, чтобы потом у них была хорошая высшая школа.

Если говорить пафосно, то студенческие театры – это тоже очень важная школа, способствующая социальному развитию молодых людей. Такие театры помогают формировать взгляды молодежи на окружающий мир, помогают понять, что такое искусство, что такое современный театр, в конце концов, развивают интеллект. И то, что сейчас значимость студенческих театров неоправданно преуменьшена, – одна из катастроф современного общества.

В советское время все было по-другому: со стороны власти поддержка была гораздо весомее. Но это и понятно, у таких театров было определенное идеологическое задание. И молодежь ходила в эти театры, но при этом оставалась неподкупной. А в перестройку по понятным причинам интерес к студенческим театрам «сверху» пропал: сократилось финансирование, и зрителей стало намного меньше.

В наши дни творческая деятельность молодых людей фактически перекрыта, что очень плохо. Когда люди, осознавая свой талант, не могут найти ему применения, это очень давит на психику. Творческая энергия не должна быть заблокирована.

– Как же сегодня выжить студенческому театру среди множества других именитых и популярных площадок?

– Что касается театра МОСТ, то мы поддерживаем интерес в первую очередь за счет Интернета: у нас есть свой сайт и, что немаловажно, аккаунты в соцсетях – Facebook, ВКонтакте, где анонсируются наши премьеры и множество других событий. Кроме того, мы регулярно организовываем различные акции, проекты, рассчитанные на молодежь. Один из последних – семичасовой театральный марафон в Международный День театра.

– А каким образом ребята, мечтающие об актерской карьере, попадают в вашу труппу?

– Два раза в год, в сентябре и феврале, мы проводим отбор в нашу бесплатную студию. В течение трех месяцев поступившие проходят курс актерского мастерства, который проводится главным режиссером и художественным руководителем нашего театра Евгением Славутиным, а в конце обучения ребята показывают класс-концерт. И становятся полноправными членами труппы. Обычно в студию мы отбираем 30–35 человек. Пройти отбор не так уж и просто, но это реальный шанс для тех, кто мечтает играть на сцене.

Маргарита Дульченко:


– У нас главное требование к драматургическому материалу –общечеловеческие проблемы. Лопе де Вега, Гольдони, Булгаков, Садур, Пелевин... Современная драматургия нам тоже интересна. Например, новая драма, которую у нас ставит режиссер Антон Милочкин. В репертуаре несколько пьес Анны Яблонской. Второй критерий, по которому выбираются пьесы, это количество персонажей. Нам важно задействовать в постановке как можно больше студентов. Студию посещают более ста человек, разумеется, каждому хочется проявить себя на сцене, поэтому в наших спектаклях большая массовка.

– Существует ли какая-то зависимость между тем, на каком факультете учится студент, и тем, как он проявляет себя в актерском творчестве? Ну, скажем, историки – более оппозиционно настроены…

– Нет, такой зависимости нет. Все довольно случайно. Все ребята способные. Они много понимают и знают, работать с ними – одно удовольствие. Я вообще поражаюсь тому, как они все успевают. Ведь стипендии небольшие, и нужно подрабатывать, чтобы сводить концы с концами. А они находят время для творчества – поразительно.

– Получается, что для вас важно не столько «театральное высказывание», не «фельетон на злобу дня», сколько обучение студентов актерскому мастерству…

– Да, мы даже своеобразный кастинг придумали, поскольку желающих заниматься у нас очень много. Обучение рассчитано на пять лет. В первый год студенты занимаются актерским мастерством и сценической речью. Во второй год к этим двум предметам добавляется еще и самостоятельная работа над отрывками из пьес. И только после этого мы выбираем ребят для работы на сцене. Спектакли играем каждую неделю, по воскресеньям. Вход на них свободный. Стоит заметить, что сейчас появилась интересная тенденция: в студию возвращаются те, кто уже окончил университет и начал взрослую жизнь.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также