Театр не исчезнет

 

Предсказания о скорой гибели театра тянутся без малого лет пятьдесят, а то и больше. Чем только не призывали заменить театр: и телевидением, и кино, и радио, и Интернетом, и бог его знает еще чем. Никогда этого не случится, потому что «здесь и сейчас» возможно только в театре. А русский театр особенно ценен этим эффектом присутствия – потому что это театр открытых эмоций.

Авторский режиссерский театр стал главной вершиной двадцатого века и стремительно теряет позиции в веке двадцать первом, уступая место ремесленничеству и позерству. Вспомним: любимовская Таганка – театр площадей, улиц и Владимира Высоцкого; Анатолий Эфрос – театр интеллекта, чувственности, театр запретов и подтекстов, театр Великого Эзопова Языка и Ольги Яковлевой; Ленком Марка Захарова – театр рок-опер и мюзиклов, театр Жестоких Игр и красивых мужчин с нестареющими лицами, театр Абдулова, Караченцова и Янковского. Двадцатый век российского театра – это «Современник» Ефремова и Волчек, с романтическим реализмом бытовых разговоров, обращенных в манифест поколения, это мистический театр Валерия Фокина, построенный вне времени и пространства, театр скрипучих лестниц, малых форм и запретных тем, рассчитанный на зрителя просвещенного и посвященного в тайны бытия. К концу века театр вместе с режиссером отправил в утиль артиста-исполнителя, уступив место артисту-мыслителю, артисту-импровизатору. Нет ничего прекрасней мысли, рожденной на твоих глазах. Нет ничего прекрасней неожиданных стремительных взрывоопасных проявлений страсти, о которой так и не смог написать Пастернак, но именно им – поэтом и философом – была угадана тайна творчества: «О знал бы я, что так бывает!» Нет ничего прекрасней звенящей тишины переполненного зрительного зала, и нет ничего прекраснее поклона, который, конечно же, репетируется отдельно и в лучших своих формах – играется отдельным спектаклем. И ничего из этого не пропадет и не устареет, даже если пропадем и устареем мы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
Читайте также