Ночь музея

Почему о театральном наследии заботятся только энтузиасты? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Страна без памяти


Уже не один год группы немногочисленных энтузиастов воюют с московскими властями за сохранение культурного наследия столицы – старинных особняков, которые один за другим сносят под различными предлогами ради точечной застройки. У энтузиастов от спасения ветхого домика никакой личной выгоды. Одно моральное удовлетворение, если удастся сохранить хоть осколочек великой истории. У чиновников всех мастей от этих осколков никакого удовлетворения, зато от любой застройки, да еще в самом центре, не то что удовлетворение, а сладостный откат. Стоит ли гадать, у кого больше шансов выиграть? Память в России ничего не стоит. С нею играют как хотят и в угоду любой конъюнктуре. Будь то история, которую без конца переписывают. Будь то памятники, которые все чаще и чаще сносят. Будь то храмы, которые то модно сносить, то модно строить, хотя и в том и в другом случае к вере это не имеет никакого отношения. Всего лишь политика и бизнес или бизнес и политика. Но не вера и не память.

У нас каждый новоиспеченный вождь, просидевший на троне чуть больше разумного, начинает считать себя великим, полагает, что народ без него сирота, а страна его именем увековечит все, что только можно. Но стоит даже самому народному вождю слететь из кресла в никуда, и память о нем выветривается тут же, а об его имя вытирают ноги даже те, кто еще недавно припадал к его голенищу. И можно не заглядывать для примера в прошлый век, вспоминая Ленина, Сталина или Брежнева. Оглянемся на Лужкова, которого еще вчера вроде бы обожала едва ли не вся Москва вместе с ближним Подмосковьем. Вышибли стул из-под Михалыча, и память о нем в неблагодарных сердцах москвичей развеялась быстрее, чем он вывез из мэрии свои знаменитые кепки. В стране всеобщего беспамятства это нормально. В обществе цивилизованном подобное дико. Но у нас цивилизованность измеряют в баррелях, а уровень культуры – по спискам «Форбса».

Поэтому всякий раз, когда в редакцию приходит очередное письмо с просьбой поддержать театральный музей, спасти мемориальную квартиру великой актрисы или уникальную библиотеку всемирно известного режиссера – мы не удивляемся. Мы не восклицаем: как же так?! И не питаем иллюзий, даже если нам удается достучаться до очередного чиновника. Мы просто никогда не забываем, что живем в стране без памяти, где и живых классиков не принято ценить и беречь. Где не только о ветеранах сцены, но и о ветеранах войны, которые нас когда-то спасли, вспоминают лишь раз в году, да и то формально. Мы с горечью понимаем, что наша память – она в наших руках и наших сердцах. Если не сохраним сами, не сбережем и не защитим – надеяться не на кого. И меньше всего смысла рассчитывать на власть. Она будет помнить лишь тех, чье имя работает на нее. А с теми, чьи имена остались в истории, ей не по пути, как бабочке-однодневке со стаей белых журавлей. Вот и получается, что выход один – не взывать и не надеяться, а помнить и беречь. Самим. Без надежд и иллюзий.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также