Дзержинский районный суд Петербурга потребовал закрыть лабораторию «ON.Театр» на три месяца в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Впрочем, ранее руководитель театра Милена Авимская сообщила «Театралу», что «реальная причина» в том, что площадка по адресу: ул. Жуковского, 18, находится в жилом доме и над зрительным залом живет генерал-майор МВД, чья жена неоднократно жаловалась на музыку, звучащую во время спектаклей. «К нам приходили два крупных лысых паренька, вывели мня на улицу и, предъявив корочки МВД, попросили вести себя потише, потому что в доме живут «уважаемые люди». Теперь уже неделю у нас (или мы у них) Роспотребнадзор, пожарная инспекция, служба гигиены», – написала Милена в марте на своей странице в фейсбуке. А в апреле состоялся тот самый суд, постановивший не только приостановить деятельность театра, но и выплатить штраф в размере 200 тыс. рублей (за нарушение противопожарных требований), а также установить сигнализацию (436 тыс. рублей). Таких денег у театра нет, поскольку он является свободной, независимой арт-площадкой. В настоящее время поклонники «ON.Театра» ведут на сайте лаборатории сбор благотворительных пожертвований, а в «Театрал» начали поступать отклики от сочувствующих Милене Авимской коллег. Вот один из них.

Первое: создаем театральный вуз – моментально вырастает число рабочих мест для интеллигенции – ставим галочку. Ежегодно театральные вузы выпускают огромное количество актеров, режиссеров, художников, театральных критиков... Куда их всех девать? Этого не знает никто. Но галочку о проделанной работе снова поставили себе все.
Молодой специалист (пусть будет режиссер, ведь я сам один из них) приходит в театр, говорит: мол, хочу творить – и ставит себе галочку за смелость. Директор театра говорит: «Нет» – и ставит себе галочку за прагматизм. Худрук отвечает тем же и получает галку за мудрое руководство. И оба правы, потому что чаще всего молодой режиссер, кроме диплома и желания за душой, не имеет ни опыта, ни внятной художественной позиции. А что будут делать худрук и директор завтра, когда закончатся все те, кто имеет звания, опыт?.. Ведь люди не вечны, они иногда просто-напросто уходят из жизни. «Это будет еще не скоро!» – говорят эти двое и ставят друг другу галки за оптимизм.
Что делать молодому режиссеру, чтобы получить опыт? Правильно, идти работать… тамадой, потому что не все могут устроиться помрежами, ассистентами, потому что, как мы знаем, эти все места заняты теми, кто выпустился на год раньше.
И вдруг во всей это системе галочек появляется луч света, так сказать, независимая, негосударственная площадка «ON.Театр», которая предлагает молодым обрести тот самый драгоценный первый опыт. Комитет по культуре оказывает поддержку и получает за это... Ну, вы уже поняли принцип... Директора и худруки вздыхают свободно: мол, теперь есть кому взрастить молодые таланты, и судорожно перечитывают Шекспира, пытаясь отыскать в его текстах новый театральный язык. Новая площадка начинает приносить плоды – все ставят себе галку – все молодцы! Проходит два года, площадку пытаются закрыть люди, далекие от театра, вся театральная общественность, чиновники и все-все-все... Ставят себе галки за сочувствие. Все выступают в поддержку, все говорят: «Не отдадим ни пяди!» – ставят галку за слова...
А дальше? Зачем дальше, когда все галки расставлены? Они расставлены, и из них получился забор. За забор посадили совесть и чувство долга, туда же отправили потребность говорить и слушать, оставили только эгоистичное желание высказаться. Заборами из галочек окружает себя каждый человек, а чиновник в особенности – если он не сделает этого, ему придется работать не за зарплату, а во имя идеи, во имя людей. А это ему противопоказано – ему врачи не позволяют, у него сердце слабое.
Люди, я вас очень прошу, перестаньте ставить галочки, начните делать хоть что-нибудь по-настоящему!»
Свои отклики присылайте по адресу: teatral@newnews.ru