Зеркало сцены

Хотят ли российские театры соревноваться друг с другом?

 
В последние годы Римас Туминас стал рекордсменом по числу театральных наград<br>Фото: Геннадий АвраменкоСегодня в России существует множество фестивалей с конкурсной программой. Причем ни один из них не обходится без последующих дискуссий. «Театрал» поинтересовался у руководителей театров, насколько принципиально для них участие в подобном конкурсном соревновании.

Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:


– Если Россия считает себя театральной державой, страной с глубокими сценическими корнями и традициями, то, безусловно, наличие национального театрального фестиваля (и, может быть, даже не одного) полностью оправдано. Это как своеобразный театральный флаг, гимн, атрибуты некой государственности. Вахтанговский театр абсолютно не исключает себя из общего театрального процесса. Поэтому в крупных фестивалях и конкурсах мы участвуем, хотя острой необходимости в этом не чувствуем.

– А получаемые награды и премии приносят ли театру материальные и моральные дивиденды?

– Я не могу сказать, что существует прямая связь между получением награды и улучшением нашего материального положения. Мы считаем себя театром, успешным во всех отношениях. У нас есть и спонсоры, и меценаты, которые будут нас поддерживать независимо от того, получаем мы премии или нет. А вот «моральные дивиденды» театру очень нужны. Могу назвать и премию Станиславского, и «Золотую маску», и «Гвоздь сезона», и «Звезду Театрала», и премию газеты «МК». Но опять-таки, они не являются самоцелью и не служат в качестве критериев внутренней оценки нашей деятельности. Мы сами все о себе знаем. И лучшее подтверждение тому – любовь публики, полные залы, моральное состояние внутри коллектива.

– Вы ведь следите за результатами театральных фестивалей. Возможна ли, на ваш взгляд, объективность в определении победителей и проигравших?

– Конечно, любая премия всегда субъективна. Это видение ситуации глазами экспертов и членов жюри, которые исходят из собственных эстетических пристрастий. Другое дело, соглашаемся мы с этой субъективностью или нет. Есть какая-то горечь от недооцененности, наверное. Но, повторю, именно для нынешнего состояния Вахтанговского театра все это не является важным знаком. Театр сегодня думает о том, нужно ли ему в принципе с кем-то соревноваться или можно обойтись без этого? Впрочем, эти мысли пока существуют в качестве неких философских размышлений о жизни театральной. Никаких конкретных решений мы, естественно, пока не приняли.

Михаил Рабинович, художественный руководитель Русского драматического театра Республики Башкортостан (Уфа):


– Участие в фестивалях необходимо, потому что это поездки в другие города, знакомство с другими театрами. А там другой зритель, и ты постоянно проверяешь себя: а как твой спектакль прозвучит здесь, среди новой публики?

Что касается наград, то мне кажется, это не самоцель. Пусть все театры будут равны, ведь на фестивалях самое главное – общение, обмен опытом, новые знакомства, обмен творческой энергией.

– Имеет ли победа на фестивале материальный и моральный эквивалент? Ну, скажем, привлекает ли это внимание республиканских властей?

– Материального эквивалента у наград нет. Любые победы театра важны прежде всего зрителям. Они знают, что актер или спектакль получили высшую оценку на фестивале – идут и смотрят, а что это такое? А почему? А за что? Это хорошая реклама театру.

Сейчас у нас в республике президент говорит о том, что театры должны создавать «имиджевые спектакли», представлять Уфу и Башкортостан в других регионах, за рубежом. Но пока это сложно, ведь цель театра всегда заключалась в другом.

– Как часто ваш театр участвует в фестивалях и конкурсах? И насколько реально они отражают реальное положение вещей?

– В фестивалях наш театр участвует, но в серьезные, крупные проекты мы попадаем редко. А проведение небольших фестивалей – это отдельный разговор. Организаторы приглашают коллективы, но не позаботятся о том, чтобы актеры жили в нормальных условиях, остались на несколько дней и посмотрели работы своих коллег. Чаще всего нам говорят: денег нет, поэтому сыграли спектакль и поезжайте домой. Но если денег нет, то и не нужно эти фестивали проводить. Ведь, приезжая, всегда хочется поделиться опытом, пообщаться.

Впрочем, реальную картину фестивали, на мой взгляд, все-таки отражают. Мы показываем тот уровень, на который способны, к которому должны стремиться. Другое дело, что это всегда только один спектакль. Его бывает непросто выбрать. Я это понял, когда мы участвовали в интересном проекте «Театральный перевал», где каждый театр показывал по 5 спектаклей, да еще и детскую сказку. Вот там уже абсолютно точно можно было оценить уровень, узнать поближе актеров, понять, чем живет этот коллектив. Мне кажется, что это единственно верный формат для фестиваля. Как минимум 3–4 постановки театр должен привозить.

Я никогда не обижаюсь на пристрастных критиков, членов жюри, экспертов. Какой смысл? Раньше реагировал болезненно, а теперь то ли реже стал с этим встречаться, то ли с возрастом изменил свое отношение к подобным вещам…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также