Несерьезный Оскар

Игорь Яцко с иронией прочитал Уайльда

 

У актера и режиссера Игоря Яцко с Оскаром Уайльдом отношения давние. В постановке «Как важно быть серьезным» он играл одну из главных ролей еще в Саратовском театре. Ставил «Саломею». Наконец, участвовал в работе над спектаклем «Как важно быть серьезным» Анатолия Васильева.
В программке спектакля стоит признание режиссера: «Играть трагедию – это можно сравнить с тем, как альпинисты штурмуют высокую вершину. Опасность повышается постепенно, по мере восхождения. А играть комедию – это прыгнуть с парашютом вниз. И здесь максимальная опасность сразу – ты выпрыгнул и полетел, парашют раскрылся. Или не раскрылся, и уже никуда не планируешь».

Для Оскара Уайльда уже в «Саломее» был предложен постановочный стиль, сочетающий предельную достоверность вещной среды и яркую театральность актерской манеры. В спектакле «Как важно быть серьезным» комедийное неправдоподобие образов элегантно сочетается с элементами эксцентрического капустника и отточенностью эстрадного шоу. Игорь Яцко последовательно и несколько вызывающе демонстрирует нежелание соответствовать злобе дня и служить целям утилитарным.

Реквизит спектакля изыскан и даже преувеличенно роскошен (сценография Игоря Попова). Льняные скатерти, массивные канделябры, серебряные бокалы, хрустальные кувшины – в аристократической гостиной Алджернона Монкрифа на Хаф-Мун-стрит. Настоящие белые и желтые розы в вазонах, плетеные кресла, черный датский дог Верди – в загородном доме Джека Уординга. Персонажи пьесы то и дело меняют костюмы, один изящнее другого (художник по костюмам – Вадим Андреев). Два невозмутимых лакея (они же слуги просцениума) – Мерримен (Вадим Андреев) и Лэйн (Иван Товмасян) – деловито переходят из холостяцкой квартиры Алджернона в загородный дом Джека Уординга. Они накрывают стол и убирают со стола, снимают с дам накидки, приносят джентльменам необходимые аксессуары, поддерживают падающих, принимают участие в любых затеянных хозяевами играх. Выгуливают собаку и даже лают вместо дога, выражая его неодобрение теми или иными словами и поступками.

Для многих героев Игорь Яцко придумал множество трюков В отличие от слуг с их неизменной серьезностью в любых ситуациях высокопоставленные персонажи Уайльда то и дело выкидывают разнообразные цирковые кульбиты (от падения лицом в тарелку за обеденным столом до выкручивания рук соперницы и нападения на нее с садовой лопатой). Игорь Яцко придумывает целую россыпь трюков, штучек, сценических шуток и музыкальных вставок. Персонажи легко и естественно переходят к пению. Их позы и манеры не менее вычурны и остроумны, чем их реплики. А рисунок ролей не менее прихотлив, чем логика рассуждений.

Беззаботный денди Алджернон (Роман Долгушин) сражается со своим другом Джеком (Владимир Петров) из-за лепешек с маслом с ловкостью акробата. Юная Сесили (Ольга Бондарева) с борцовской ловкостью выкручивает руку Гвендолен (Ольга Баландина), в которой заподозрила соперницу. Балетные па демонстрирует влюбленная робкая парочка – почтенная мисс Призм (Мария Зайкова) и каноник Чезюбл (Сергей Ганин). И перекрывая все голоса, бухает церковным колоколом леди Брэкнелл (Людмила Дербенева).

Актеры «Школы драматического искусства» демонстрируют прекрасную физическую форму, вокальные данные, незаурядную музыкальность. Рояль на сцене, без которого в этом сезоне не обходится практически ни один модный спектакль, здесь не просто аккомпанирует действию, но ведет и направляет его.

Слово Уайльда также звучит со всеми оттенками, не пропадает ни один эпитет. Каждый парадокс подают точно на блюдечке. Несколько выбранных наудачу: «Помолвка для молодой девушки должна быть неожиданностью. Приятной или неприятной – это уже другой вопрос». Или: «Вы курите?» – «Должен признаться, курю». – «Рада слышать. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников».

Оскар Уайльд – требовательный автор, но и автор благодарный. Даже в самой далекой от будней комедии из жизни английских аристократов он непременно даст какой-нибудь более чем практический совет. А постановка «Школы драматического искусства» к совету Уайльда «быть серьезным» делает маленькую добавку: «Но не принимать себя всерьез». А сегодня эта мудрость явно в дефиците: проверьте, открыв любую газету.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также