Осенью исполнится 100 лет со дня рождения драматурга Виктора Розова. Сегодня его пьесы вновь оказались востребованны и популярны, причем как у явных авангардистов, так и у консерваторов. Кто-то ностальгически ищет в них человеческие характеры и порывы, утраченные сегодня, другие с помощью Розова перебрасывают мостик из прошлого в настоящее, соединяя причины и следствия.

В спектакле Нового драматического эта история, безусловно, московская. Огромная проекция знаменитой высотки на Краснопресненской заменила собой традиционный занавес (сценография Маргариты Демьяновой). Десятки светящихся окон… Кажется, загляни в любое – и станешь свидетелем какой-нибудь семейной драмы. И этот «занавес», приподнимаясь, не исчезает совсем, но приоткрывает квартиру-коробочку, где все и случилось…
Там, внутри, все узнаваемо – для тех, конечно, кто в сознательном возрасте застал 70–80-е годы минувшего века. И домочадцы этой «хорошей» квартиры, принадлежащей известному писателю Жаркову (Анатолий Сутягин), совсем не похожи на театральных персонажей в исполнении актеров, привычно разыгрывающих историю для публики. Режиссер явно уводил всех от этого стандартного понятия «игры» – ни тебе форсированных интонаций, ни хорошо поставленных голосов, ни выразительных поз и жестов, ни декларируемых выводов и оценок. Эти люди здесь просто живут, «носят свои пиджаки» и домашние тапочки, накрывают на стол и укладываются спать… И совсем по-чеховски в эти простейшие моменты жизнь может резко свернуть с проторенной колеи, а человек пересмотреть всю свою биографию.

Здесь вообще будут много говорить об этом – о доме и семье. Без навязчивых интонаций проповедничества, но очень просто и искренне. Не зря же в просторной квартире Жарковых «сломаны» все стены, а личные пространства каждого члена семьи сливаются в территорию общую, пространство Дома. И у Жарковых появится слушатель-оппонент, заезжий гость Лева Груздев (Роман Бреев), первая любовь писательской дочери Нины (Анастасия Безбородова). Этакий «новый человек», свободный от «корней» и прочих семейных условностей. За одну ночь и ему предстоит многое понять, пересмотреть и даже доведется застенчиво всплакнуть в финале. Это сегодня, конечно, выглядит некой драматургической натяжкой, но режиссер автору доверятся во всем.
А эти люди на сцене совсем не герои, тщательно сконструированные драматургом. Но где-то и «лузеры», неудачники. Они такие же, как мы, но и чуточку другие, еще не успевшие утратить неких «старомодных» понятий о жизни и любви, которых многие из нас, увы, лишились. Но тем и интересны: с ними можно внутренне поспорить, в чем-то пожалеть, но иногда ведь и позавидовать.