«Клевета» в стихах

Как землемер пострадал из-за бессмертного творения Грибоедова

 
«Театрал» продолжает рассказ о кулинарных рецептах, связанных с именами великих театральных деятелей.
Грибоедов тщетно пытался провести свою комедию «Горе от ума» через цензуру. Но поскольку разрешения она ожидала долгие годы, то, само собой, стала распространяться по России в списках. В итоге в 1831 году в далекой Перми скромного землемера межевой конторы Кудрявцева обвинили… в клевете на правительство. И было в этой истории так много путаницы и мешанины, что когда спустя несколько лет в той же Перми родился оригинальный рецепт щей, местные повара не нашли ничего лучшего, как назвать их щами по-грибоедовски…

«Ученье – вот чума»


А произошло следующее. Бедняга по рассеянности забыл в конторе на столе листки списков с комедии Грибоедова, не обозначив, к несчастью, источника. Братья-чиновники нашли эти крамольные листки и учредили подлинное дознание. Особенно смущал их такой фрагмент:

ФАМУСОВ

…Ученье – вот чума. Ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

ХЛЁСТОВА

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;

Да от ланкарточных взаимных обучений.

КНЯГИНЯ

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку,

в подмастерьи.


Прочитав все это в листках землемера, возбудили дело и потребовали от злодея немедленного, «не продолжая более одного дня», объяснения. Для принятой в межевой конторе чрезвычайной аккуратности вопросы задавались по номерам.

Господину Кудрявцеву надлежало объяснить:

1. В каком смысле определяет он, будто бы ученье есть чума, и почему он считает, что «нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»?

2. Почему он себе дозволил, вопреки распоряжению правительства, уверять, что якобы «с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев»?

3. Кто его уверил или с какого поводу он дерзнул написать, что в Педагогическом С.-Петербургском институте «упражняются в расколах и безверьи профессоры»? И кто из его родни, окончив институт, стал «подмастерьем в аптеке»? Ведь поступают туда для изучения высших наук.

«Первый признак умного человека…»


Пришлось Кудрявцеву писать объяснение, которое было переслано в конверте с гербовой печатью начальству в Московскую межевую контору. И лишь два года спустя, в 1833 году, дело было оставлено без последствий по той причине, что выяснилось происхождение этого текста, переписанного с дозволенной правительством комедии господина Александра Сергеевича Грибоедова.

Как же был прав Александр Сергеевич Пушкин, прочитавший «Горе от ума» в подобном списке, но намного ранее – в 1825 году и написавший Бестужеву: «Все, что говорит Чацкий, – очень умно. Но кому говорит он это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми»…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
Читайте также