«Клевета» в стихах

Как землемер пострадал из-за бессмертного творения Грибоедова

 
«Театрал» продолжает рассказ о кулинарных рецептах, связанных с именами великих театральных деятелей.
Грибоедов тщетно пытался провести свою комедию «Горе от ума» через цензуру. Но поскольку разрешения она ожидала долгие годы, то, само собой, стала распространяться по России в списках. В итоге в 1831 году в далекой Перми скромного землемера межевой конторы Кудрявцева обвинили… в клевете на правительство. И было в этой истории так много путаницы и мешанины, что когда спустя несколько лет в той же Перми родился оригинальный рецепт щей, местные повара не нашли ничего лучшего, как назвать их щами по-грибоедовски…

«Ученье – вот чума»


А произошло следующее. Бедняга по рассеянности забыл в конторе на столе листки списков с комедии Грибоедова, не обозначив, к несчастью, источника. Братья-чиновники нашли эти крамольные листки и учредили подлинное дознание. Особенно смущал их такой фрагмент:

ФАМУСОВ

…Ученье – вот чума. Ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

ХЛЁСТОВА

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;

Да от ланкарточных взаимных обучений.

КНЯГИНЯ

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку,

в подмастерьи.


Прочитав все это в листках землемера, возбудили дело и потребовали от злодея немедленного, «не продолжая более одного дня», объяснения. Для принятой в межевой конторе чрезвычайной аккуратности вопросы задавались по номерам.

Господину Кудрявцеву надлежало объяснить:

1. В каком смысле определяет он, будто бы ученье есть чума, и почему он считает, что «нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»?

2. Почему он себе дозволил, вопреки распоряжению правительства, уверять, что якобы «с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев»?

3. Кто его уверил или с какого поводу он дерзнул написать, что в Педагогическом С.-Петербургском институте «упражняются в расколах и безверьи профессоры»? И кто из его родни, окончив институт, стал «подмастерьем в аптеке»? Ведь поступают туда для изучения высших наук.

«Первый признак умного человека…»


Пришлось Кудрявцеву писать объяснение, которое было переслано в конверте с гербовой печатью начальству в Московскую межевую контору. И лишь два года спустя, в 1833 году, дело было оставлено без последствий по той причине, что выяснилось происхождение этого текста, переписанного с дозволенной правительством комедии господина Александра Сергеевича Грибоедова.

Как же был прав Александр Сергеевич Пушкин, прочитавший «Горе от ума» в подобном списке, но намного ранее – в 1825 году и написавший Бестужеву: «Все, что говорит Чацкий, – очень умно. Но кому говорит он это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми»…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также