Три испуга возле современной пьесы

Лаборатория по новым текстам в Саратовском ТЮЗе

 

На днях в Саратове прошел важный творческий эксперимент – режиссерско-драматургическая лаборатория «Четвертая высота».
В классический детский театр – ТЮЗ им. Юрия Киселева – внедряли экстремальный жанр современной пьесы, выясняя, могут ли сосуществовать традиция и ее нарушение.

Саратовский Театр Юного Зрителя снискал славу семейного, «ультра»-традиционного театра. Он был основан в 1919 году как «первый в мире детский театр» и до сих пор составляет весомую часть классической культуры Поволжья – театр, городом любимый, ежедневно аншлаговый уже несколько десятилетий. Современная пьеса же – жанр для традиционного театра «кукушкин», слишком спорный, слишком радикальный, как назло примагнитивший к себе слишком много несправедливых наветов и ошибочных прозвищ.

Революционное движение современной пьесы сегодня подошло к определенному рубежу. Пятый московский фестиваль «Новая драма», самый кризисный из всех, выявил очевидную закономерность: «новая драма» либо должна сгинуть и распасться, либо перейти в новое качество и покончить со своим «подвальным» прошлым. Революция должна смениться эволюцией, безболезненным вхождением современного героя на современную сцену.

По мнению Олега Лоевского, именно через лабораторию это сделать можно, прежде всего доказав самим себе, что традиционный театр в состоянии разобраться в прихотях современного текста. Остановив репертуар на неделю, театр поручил трем режиссерам сделать с актерами мини-спектакли по трем разномастным пьесам. Провинциальный постановщик Андрей Санатин освоил «Королеву красоты» Мартина Макдонаха, петербуржка Екатерина Гороховская сделала новую пьесу Василия Сигарева «Волчок», а магистрант Центра им. Вс. Мейерхольда из Вильнюса Дмитрий Турчанинов реализовал пьесу Лауры-Синтии Черняускайте «Скользящая Люче». На читки современных пьес даже продавали билеты, а после показов устраивали широкие дискуссии со зрителями о необходимости современного текста в традиционном театре. Результат Саратовский ТЮЗ удовлетворил – интеграция якобы скандального материала в «семейный театр» оказалась продуктивной и востребованной. Все три мини-спектакля остаются в репертуаре.

Такой семинар разрушает целый ряд предубеждений и сомнений вокруг современной пьесы. Ее глубоко естественное вхождение в традиционный репертуар все время сопровождается стереотипными страхами. Прежде всего «пугают зрителем» – из публики сделали щит для защиты «традиционной культуры», своего рода «пугало». Считается, что зритель современной темы и речи в театре не примет, уйдет, хлопая дверьми, а то и начнет писать письма в газеты и министерства. Ситуация в Саратовском ТЮЗе доказала обратное: проданные билеты и живое обсуждение спектаклей разрушило предубеждение против зрителя. Во-вторых, «пугают актерами», говорят: «вы нам актеров испортите», они, дескать, на классических образцах воспитаны, им «свежий воздух современности» нарушит тепличный режим. В Саратове оказалось совсем иначе: мобилизовавшись в экстремальных условиях, труппа поразила слаженностью и актерскими откровениями, сделанными, возможно, «со страху». Актеры и вправду были оживленны и восторженны благодаря такой «новодрамовской» встряске, выбившей их из рутины «тюзовского» существования. Наконец, третья фобия: страх собственно перед современным текстом, его дискомфортностью, его неблагополучностью, его резкостью. Практика обсуждений показала, что недовольных качеством текстов на семинаре не было. А под недовольством современной культурой на самом деле скрывалось вполне естественное недовольство действительностью, «страх действительности». Дискуссия о пьесе Сигарева «Волчок», самая горячая из всех, вылилась вообще в разговор о поиске надежды и позитива в свинцовом, мерзостном мире российской безысходности. Современная пьеса оказалась поводом бесстрашно поговорить о самих себе, не закрыться от действительности, не пребывать в сладком сне памяти и ностальгии, а попытаться разобраться и «поработать» с днем сегодняшним, поискать «героизм» сегодняшнего дня и хотя бы на сцене потребовать «возмездия» за сегодняшние гнусности.

Саратов – Москва

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
Читайте также